Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ААЦ на Святой земле

Армянская Апостольская Церковь на Святой Земле.

Армянский Иерусалим. Армянский Квартал Иерусалима.

1. Святая царица Елена, жена армянского царя Абгара V, построила на Святой Земле

первые христианские Церкви и Часовни

2. Армянский Кафедральный Собор Святых Иаковов в Иерусалиме

3. Армянская Церковь Святого Тороса

4. Армянский Монастырь Святых Архангелов в Иерусалиме

5. Армянский Монастырь Святого Спасителя в Иерусалиме

6. Армянский Квартал Иерусалима

7. Храм Святого Воскресения в Иерусалиме

8. Часовня Обморока Богородицы в Храме Святого Воскресения

9. Армянская Церковь «Вторая Голгофа» в Храме Святого Воскресения

10. Алтарь Жен-Мироносиц в Храме Святого Воскресения

11. Армянская Часовня Святого Иоанна Евангелиста в Храме Святого Воскресения

12. Церковь Святого Григория Просветителя в Храме Святого Воскресения

13. Часовня Святого Вардана Мамиконяна в Храме Святого Воскресения

14. Престол разделения риз в Храме Святого Воскресения

15. Придел Ангела Часовни Святого Гроба Христа

16. Придел Часовни Святого Гроба Христа, где был похоронен Иисус

17. Головной алтарь

18. Камень помазания в Храме Святого Воскресения

19. Храм Успения Святой Богородицы

20. Гефсиманский сад, Армянский

21. Церковь Святого Поликта

22. Армянская Церковь Святого Григория Просветителя в Иерусалиме

23. Скит Святого Григора Парон-тера

24. Храм Святого Рождества Христова в Вифлееме


В I веке нашей эры жена благочестивого армянского царя Абгара V, правителя Эдессы, Святая Елена (Հեղինե) отправилась в Иерусалим. Историк V века Мовсес Хоренаци в «Истории Армении» пишет: «Елена же, украшенная подобно своему мужу Абгару, верой, не вынесла жизни среди идолопоклонников и в дни Клавдия, во время голода, предсказанного Агабосом, отправилась в Иерусалим. Отдав все свои богатства, она закупила в Египте большое количество пшеницы и раздала голодающим, о чем и свидетельствует Иосиф. Ее примечательная могила перед воротами Иерусалима сохранилась до сегодняшнего дня». 
Древняя сирийская рукопись, переведенная на армянский язык в XI веке, повествует о том, что царица Елена построила на Святой Земле первые христианские Церкви и Часовни: «вначале была построена большая каменная часовня в форме пирамиды на могиле Христа, затем небольшая – на Елеонской горе, на том месте, где находятся следы Его ступней. Потом обнесла каменной оградой святые Ясли Иисуса в Вифлееме. Далее повелела соорудить арку над могилой Иакова, сына Заведеева». В работе Мкртича вардапета Арцрунян «Подпись Святого Града Иерусалима» (1859 г.) сказано о том, что «Святая Елена встречалась на Сионе с Богородицей, от Нее узнавала о жизни нашего Господа. На седьмой год пребывания в Иерусалиме она скончалась и была похоронена с почестями».

На том месте, где Святая Елена «повелела соорудить арку над могилой Иакова» находится сейчас Часовня Святого Иакова, находящаяся внутри Кафедрального Собора Святых Иаковов. Собор был основан в начале IV века Святым Григорием Просветителем (Григор Лусаворич) при покровительстве Святого царя Трдата III. Собор был построен над остатками древнейших сооружений. В 49 году в этих сооружениях проходил Совет Апостолов во главе со Святым Иаковом, Братом Господним.  Собор Святых Иаковов был реконструирован в 1142-1165 гг. после взятия Иерусалима крестоносцами, во времена патриаршества Католикоса всех армян Пахлавуни. Надпись на древнеармянском языке на кованой решетке при входе в Собор Святых Иаковов гласит: «Да будет сень Твоя над народом армянским».

Кафедральный Собор Святых Иаковов со многими другими постройками находится на территории Монастыря Святых Иаковов. По свидетельству паломника XVII века Симеона Лехаци, на территории Монастыря помимо Соборной Церкви, находились еще Церкви Святого Тороса и Святых Архангелов, множество келий для монахов, две большие конюшни, пекарни и  другие сооружения.

Монастырь Святых Иаковов назван в честь двух Апостолов Иисуса - Иакова старшего и Иакова младшего. Иаков Заведеев (Иаков старший, Սուրբ Գլխադիր, Святой «Глхадир», то есть сложивший голову) был одним из двенадцати Апостолов Иисуса. На берегу Галилейского озера Господь призвал его вместе с братом Иоанном, который впоследствии был прозван «Евангелистом». Святой Иаков Заведеев принял мученическую смерть по приказу Ирода Агриппы в 44 году (Деян. 12:2). Святому отрубили голову. Там, где Пресвятая Богородица вместе с Евангелистом Иоанном и Братом Господним, Иаковом младшим, захоронила голову убитого Иакова, находится Часовня-усыпальница Иакова Старшего. Это место славится своими чудотворениями и является местом паломничества верующих христиан со всего света.  

       

Иаков младший (Брат Господень) был рукоположен Господом нашим Иисусом Христом и был почитаем среди всех Апостолов. Он являлся первым епископом Иерусалима, был преисполнен благодати Божией и поэтому назывался «Праведником». Иаков младший считался одним из столпов Церкви и возглавлял Апостольские Соборы в Иерусалиме (Деян. 15:13-21). Он же является автором Апостольских Посланий. Фарисеи и саддукеи из зависти к добродетельному Иакову, убили его в 62-ом году. Смерть Иакова младшего обратила в веру Христа множество народа. Тело Брата Господня, Иакова младшего, покоится в Монастыре Святых Иаковов, в Главном Алтаре Церкви.

Архипасторский Трон Иакова младшего расположен в правой стороне клироса Кафедрального Собора Монастыря Святых Иаковов. Армянский Иерусалимский Патриарх является преемником Иакова Младшего.

Внутри Собора Святых Иаковов расположено много часовен- Часовня Святых Апостолов Петра и Павла, Часовня Святого Макара, Часовня Святого Минаса, где установлены алтари в честь Святого Минаса Александрийского (310 г.) и в честь полководца Святого Саргиса (362 г.), а также Часовня Святого Стефана.

Южное крыло Собора Святых Иаковов занимает Церковь Эчмиадзин, которая до середины XVII века была открытым притвором. В 1663 г. Патриарх Егиазар Айнтапци превратил этот притвор в Церковь и основал в ней престол. В центре алтаря Церкви Эчмиадзин изображена сцена крещения царя Армении Трдата III Григорием Просветителем в 301 году. В 1726 году на южной стене Церкви был возведен еще один алтарь- Святого Синая, в котором поместили три камня, принесенных  с реки Иордан, горы Фавор и горы Синай, так как многим паломникам трудно добраться до этих Святых мест. В Церкви также находятся Часовни Святого Знамения (Սուրբ Նշան), Часовня Святых Апостолов и Часовня Вознесения. На стенах Церкви сохранилась древние уникальные керамические плитки, на которых изображены сцены и цитаты на древнеармянском языке из Святого Писания. 

Церковь Святого Тороса. Эту восхитительную Церковь построил царь Киликийской Армении Этум I  (Гетум I) в память о своем сыне Торосе, погибшем в 1266 г. в битве с египтянами. В Церкви находятся Часовня Святого Маркериоса и Часовня Иоанна Крестителя. Сегодня в Церкви Святого Тороса хранится множество старинных книг и рукописей, представляющих собой огромный исторический и культурный интерес, в том числе великолепные Евангелия, созданные миниатюристом XIII века Торосом Рослином. 

Монастырь Святых Архангелов. Церковь Святых Архангелов расположена на месте дома первосвященника Анны, к которому в первый раз на допрос привели связанного Иисуса Христа (Ин. 18:12-13). Во время допроса «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке…» (Ин. 18:19-22), и в этот момент небесные серафимы крыльями прикрыли лики. Именно по этой причине Церковь называется в честь Святых Архангелов. Эту Святую обитель основала в I веке Елена, жена царя Абгара V.

В Церкви находится три алтаря: средний освящен во имя Пресвятой Богородицы, а два других - во имя Святых Архангелов Михаила и Гавриила. В том месте, где стоял Христос во время допроса, всегда горят лампады.

На территории Монастыря Святых Архангелов находится Оливковое дерево. К этому дереву перед допросом в доме Анны привязали измученного Христа. В третьем веке в этой обители жили Святая Рипсимэ и другие девушки-христианки, спасавшиеся от преследований императора Диолектиана и бежавшие впоследствии в Армению. Это дерево славится своими чудодейственными свойствами.

В нескольких метрах от Оливкового дерева  можно увидеть камень Осанны в стене Церкви, напоминающий большой открытый человеческий рот. Трещины на камнях появились тогда, когда Иисус въезжал в Иерусалим, и много людей вышло Ему навстречу, чтобы торжественно Его приветствовать. Однако фарисеям это не понравилось. «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети Ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:39-40).     

Монастырь Святого Спасителя, расположенный рядом с Сионскими вратами, основан на месте дома первосвященника Каиафы, к которому привели Христа на допрос после допроса у Анны. В этом доме Иисус провел ночь со среды на четверг, и в этом доме Петр три раза отрекся от Христа. Церковь, построенная в этом месте, издревна была собственностью армян. На полу Церкви и по сей день сохранились фрагменты армянской мозаики IV века. В IV веке среди руин этого дома была найдена колонна, к которой был привязан Иисус Христос. В 614 году, при захвате и пожаре, устроенном персидским царем Хосровом, его войска разграбили эту Святую обитель. В нижней части алтаря Церкви хранится сегодня обломок этой колонны.  Под алтарем хранится также часть камня, который закрывал гробницу Христа. Монастырь Святого Спасителя окружен садом с кедрами и кипарисами. В глубине Монастыря находится армянское национальное кладбище. Здесь же находятся могилы армянских Патриархов Святого Григора Шхтаякира (Цепоносца) и Святого Григора Парон-тера, внесших огромный вклад в сохранение армянского наследия на Святой Земле. 

Монастырь Святых Иаковов расположен в Армянском Квартале, который занимает почти 1/6 часть города Иерусалима (около 150 тысяч кв. метров) и находится в старой части города. Армянский Квартал Иерусалима начинается в двустах метрах от Яффских ворот, он занимает всю вершину Сионской горы. С первых веков нашей эры армяне селились вблизи Святых мест и всячески содействовали их сохранению. До седьмого века армяне уже построили в Иерусалиме монастыри и церкви. Затем были построены школы, библиотеки, духовная семинария, типография. Образовалась сильная Армянская община, приведшая к созданию Армянской Патриархии Иерусалима. Впоследствии также много армян переселилось в Иерусалим во время Геноцида армян в Турции, в первой половине XX века.

Монастырь Святых Иаковов, Монастырь Святых Архангелов, Церковь Святого Тороса, Армянский Патриархат, Армянская Духовная Семинария находятся на территории Армянского Квартала Иерусалима. В Армянском Квартале Иерусалима располагаются также улицы «Армянский Ортодоксальный Патриархат» («Armenian Orthodox Patriarchate St.») и «Шоссе Арарат» («Ararat Road»).

Таким образом, Армянский Квартал Иерусалима имеет древнюю историю и является крупным духовным центром для армян всего мира.

Храм Святого Воскресения. Как известно из древних источников, в I веке жена армянского царя Абгара, Елена, построила большую каменную часовню в форме пирамиды на могиле Христа. В IV веке над Гробом Господним и на Голгофе были сооружены христианские Храмы. В 614 году эти постройки были сожжены при нашествии войск персидского царя Хосрова. Был также захвачен и увезен Честной Крест, на котором был распят Иисус Христос, и который был найден в IV веке царицей Еленой, матерью византийского императора Константина. Впоследствии  император Византии армянского происхождения Ираклий, возглавил войско, состоявшее из армян и греков, и начал войну с персами на территории Армении. Ираклий победил в этой войне и с большим торжеством возвратил Честной Крест в Иерусалим, донеся его на плечах до самой Голгофы. С помощью настоятеля Иерусалимского Патриаршества епископа Модеста, император Ираклий восстановил Храм Святого Воскресения, а также Церкви на Голгофе и на месте обретения Креста.   

В 638 г. арабы под предводительством халифа Омара захватили Иерусалим. Арабы правили в Иерусалиме несколько  последующих столетий.

В 1009 г. арабы по приказу халифа разрушили все Церкви Иерусалима. Был разрушен и Храм Святого Воскресения. Было убито около 10 тысяч христиан, среди которых было много армян. В период с 1028 по1037 г., когда отношение арабов к христианам было более-менее терпимым, император Византии армянского происхождения Роман III, а затем Михаил IV, тоже армянин по происхождению, восстановили Храм Святого Воскресения.

В 1071 г. в Иерусалим ворвались кровожадные турки-сельджуки. Варварские племена турков-сельджуков устроили невероятное кровопролитие в Иерусалиме, вырезав огромное множество людей. Из семидесяти армянских монастырей на Святой Земле уцелело лишь пятнадцать.

В 1096 г. папа римский Урбан II призвал западных рыцарей освободить Гроб Господень.  15 июля 1099 г., в пятницу, в три часа пополудни, в день и час крестной смерти Христа, крестоносцы штурмом взяли Иерусалим. Город был освобожден. В 1150 г. крестоносцы воздвигли большой Храм, объединивший под своей крышей все Святые места, связанные с распятием и  Воскресением Иисуса Христа.

В 1187 г. Иерусалим захватили войска Салах ад-Дина, и все христианские Церкви были превращены в мечети.

В 1517 г. на Святую Землю ворвались турецкие войска Салима I. 400 лет турки хозяйничали в этих местах.  

30 сентября 1808 г. сильнейший пожар обрушился на Храм Святого Воскресения. Огонь охватил Гроб Господень и начал быстро распространяться на своем пути. Храм сгорел почти полностью. Греки решают воспользоваться случаем и лжесвидетельствуют на армян, виня их в поджоге.  Также греки просят католиков дать ложные свидетельства против армян, но католики отказываются. Судья города не принимает во внимание клевету греков и дает право всем трем христианским конфессиям ремонитровать Храм. Но греки, подкупив правителей, начали быстро сами ремонтировать, при этом захватывая чужое. Тех, кто начинал спорить с греками, греки нещадно избивали. Позже они выкупили приказ, позволявший только им ремонтировать Храм, а другие конфессии по этому приказу лишались части своих прав. В дальнейшем мусульмане-жители крепости Давида, изгнанные ранее греками с помощью подкупленных солдат, напали на греков за их коварство, ворвались в Храм Святого Воскресения и начали рушить все, что построили греки… 

В 1920 г., после Первой мировой войны, Иерусалимом стала править Великобритания. В 1967 г. Иерусалим вошел в состав государства Израиль, образованного в 1948 г.

Таким образом, за многовековую историю существования, Храм Святого Воскресения видел множество войн, землетрясений, не раз был разграблен.

Попечительницей Храма Святого Воскресения является Армянская Апостольская Церковь, а также Римско-Католическая и Греческая Православная Церкви. В Храме есть Святые места, которые полностью принадлежат Армянской Апостольской Церкви, такие как Часовня Обморока Богородицы, Часовня Святого Иоанна Евангелиста, Церковь Святого Григория Просветителя, Вторая Голгофа, Алтарь Разделения Риз, Алтарь Жен- Мироносиц и многие другие, а есть также Святые места, которыми армяне владеют наравне с католиками и греками. До XV века Армянская Апостольская Церковь владела также Голгофой. 

На месте,  где Пресвятая Богородица стояла во время распятия Иисуса Христа, и где она упала в обморок, построена Часовня, которая так и называется - Часовня Обморока Богородицы. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял ее к себе» (Ин. 19:25-27). Стена за Часовней украшена величественной мозаикой с изображением распятого Христа, Богоматери и Святого Иоанна. Прототипом для этой мозаики послужила одна из миниатюр армянского Евангелия XIII века.

Рядом с Часовней Обморока Богородицы можно увидеть ступени, ведущие в Церковь «Вторая Голгофа», построенную армянами в 1439 г.

По свидетельству Святого Григора Татеваци, в 315 г. Святой Григор Лусаворич (Григорий Просветитель) вместе с армянским царем Святым Трдатом отправляется в Рим для поклонения мощам Святых Апостолов Петра и Павла, а также для заключения братского договора и союза со Святым Константином и римским первосвященником Святым Сильвестром. В Риме Святому Григору были оказаны почести как исповеднику и мученику за имя Христа. Святому Григору передали мощи Апостолов и много других даров. Потом были разделены Святые места. Армяне получили Часовню Святого Иакова (впоследствии ставшую частью Монастыря Святых Иаковов), Голгофу и многие другие Святыни. Жребий, определяющий хранителей Гроба Господня, выпал армянам. Однако остальные претенденты из-за этого настолько погрузились в печаль, что Святой Григор Лусаворич предложил, чтобы все вместе строили Храм Святого Гроба Господня, и над Гробом повесили лампады во имя христианских народов.

В IV веке, при Святом Григоре Лусавориче и Святом Трдате III, армянские князья построили множество Церквей в Святых местах. По свидетельству монаха Анастаса, посетившего Иерусалим в VII веке, на Святой Земле к этому времени уже было более семидесяти армянских Церквей.

Однако тот факт, что наибольшая часть Святых мест принадлежала Армянской Апостольской Церкви,  в течение многих столетий вызывал зависть у других христиан. И они ждали подходящего момента, чтобы захватить и присвоить себе эти места.

Так, в XV веке грузины, которые находились под юрисдикцией греческой Патриархии, путем подкупа, уговорили египетского султана Мелик-Ашрафа отобрать Голгофу у армян и передать грузинам. Через несколько лет армянский Патриарх Мартирос сумел вернуть Голгофу. Через год грузины снова подкупили султана, и снова получили Голгофу. Армянский Патриарх опять поехал в Египет и вернул права на Голгофу во второй раз. Однако грузины в очередной раз заплатили за Голгофу, и она снова перешла им, но впоследствии грузины, будучи не в состоянии платить дань султану, потеряли Голгофу, и она перешла грекам. Так, в результате коварства и лицемерия других христианских конфессий, армяне потеряли право служить литургию на Голгофе. После этого, в 1439 г., Патриарх Мартирос построил престол напротив Голгофы, и эту величественную Церковь назвал «Вторая Голгофа». 

Каждый день в этой Церкви армянские священники служат красивое богослужение. В Церкви «Вторая Голгофа» находится часть Колонны Бичевания, к которой Иисус был привязан. Пол этой Церкви украшен изящными мозаиками, на которых можно увидеть армянские Церкви Иерусалима V-VII веков.

Перед Часовней Обморока Богородицы находится Алтарь Жен-Мироносиц (Масличный Алтарь) , который также принадлежит Армянской Апостольской Церкви. На этом месте стояли Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, когда пришли ко Гробу Христа и услышали слова Ангела: «Он воскрес, Его нет здесь» (Мк. 16:1-6).

Армянская Часовня Святого Иоанна Евангелиста построена на том месте, где стоял Иоанн Евангелист во время распятия Христа. В этой часовне находится часть Колонны Бичевания Христа из дома первосвященника Каиафы.

Когда Просветитель Армении, Святой Григор Лусаворич, совершил паломничество из Армении в Иерусалим, он  не решился сразу подойти к Гробу Господню, считая себя недостойным. Почти семь лет  он уединенно молился в пещере, неподалеку от Гроба Господня. После длительной аскезы, в Великую Субботу, Святой с молитвой, на коленях, направился в сторону Гроба Господня, и в этот момент Гроб Господень наполнился чудесным светом. На месте пещеры, где три года молился Святой Григор,  находится сейчас Церковь Святого Григория Просветителя. Эта Церковь - самая древняя часть Храма Святого Воскресения, не пострадавшая от пожара 1808 г. Ее северная и южная стороны были возведены во времена паломничества в Иерусалим матери Константина Великого, Святой царицы Елены, а восточная стена и купол реконструированы во времена крестоносцев.

Рядом с Церковью Святого Григория Просветителя расположена Часовня Святого Вардана Мамиконяна – армянского полководца, который героически погиб в первой в истории человечества войне за веру Христову, состоявшейся в 451 году на Аварайрском поле. В этой Часовне находится также красивый хачкар (крест-камень), освященный в честь 1036 армянских воинов- мучеников, павших в битве 451 г. На месте, где сейчас стоит часовня, было обнаружено древнее изображение ладьи и надпись на латинском «Domine ivimus». Это изображение, скорее всего, было сделано христианским паломником IV века, возрадовавшимся в связи с долгожданным приходом в Дом Господень. 

В Храме Гроба Господня Армянской Церкви принадлежит также Алтарь, называющийся «Престол разделения риз». В этом месте воины, распинавшие Христа, решили бросить жребий о том, кому достанется хитон Иисуса Христа, так как он был не сшитый, а тканый как одно целое. И сбылось пророчество псалмопевца Давида: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Пс. 21:19).

Часовня Святого Гроба Господня (Эдикула, Кувуклия) принадлежит трем Церквям: Армянской Апостольской, Римско-Католической и Греческой Православной. Купол над часовней был построен по плану армянского архитектора. Перед входом в Часовню Святого Гроба, справа и слева стоят светильники, каждый из которых принадлежит одной из трех Церквей. На фасаде Часовни висят иконы, изображающие Святое Воскресение, а также подвешены лампады. Каждая из этих икон и лампад принадлежит одной из Церквей. Нижняя икона с подвешенными лампадами принадлежат Армянской Апостольской Церкви.

Часовня Святого Гроба Христа состоит из двух частей. При входе в Часовню Гроба паломник сначала попадает в Придел Ангела. В центре Придела находится часть камня, на котором сидел Святой Ангел. «И вот сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Вид его был как молния, и одежда бела как снег» (Мф. 28:2-3). Здесь Армянская Церковь вместе с другими Церквями имеет в честь данного события пять лампад и икону. 

Из придела Ангела паломник попадает в Придел, где был похоронен Иисус. «После сего Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев, просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенного погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен: Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19:38-42).

Каждую ночь, в три часа, Армянский священник служит божественную Литургию у Гроба Господня. В честь Святого Воскресения Армянская, Католическая и Греческая Церкви имеют здесь иконы, неугасимые лампады и свечи. Также Коптская Православная Церковь имеет в этом приделе четыре лампады.

В западной части Гроба Господня расположен Алтарь, называемый «Головным». Здесь сидел второй Ангел. Головной алтарь был построен в 1300 году царем Киликийской Армении Этумом (Гетумом, Хетумом) Вторым. Армянская Церковь отдала этот придел в дар Коптской Православной Церкви.

Перед Головным Алтарем находится Часовня, также принадлежащая Армянской Церкви. В этой Часовне находится Алтарь в честь Святой Богоматери и скальная гробница Святого Иосифа Аримафейского и его семьи.

Вокруг Гроба Христа расположены 18 высоких колонн. Раньше Армянской Церкви принадлежали все эти колонны. Однако сейчас армянам принадлежит лишь 8 колонн. Однако у колонн, принадлежащих Католической Церкви, по сей день висит Армянская лампада.

Камень помазания, находящийся при входе в Храм Святого Воскресения, принадлежит трем Церквям: Армянской, Католической и Греческой. В этом месте Иосиф Аримафейский и Никодим обвили пречистое Тело Иисуса Христа пеленами  с благовониями (Ин. 19:40). Над Камнем Армянская Церковь имеет две красивые негасимые лампады.

Недалеко от крепостной стены Старого Иерусалима расположен Храм Успения Святой Богородицы. В Храме находятся могилы Святой Девы Марии, Ее родителей- Святых праведных Иоакима и Анны, а также Святого Праведного Иосифа-Обручника. Алтарь Святого Иосифа Обручника принадлежит Армянской Апостольской Церкви. Гроб Пресвятой Богородицы - общий с греками. Армянские священники ежедневно проводят службы над Гробом Богородицы. Слева от алтаря, построенного царем Гетумом, в северной стене Церкви, находится армянский алтарь Святых Апостолов Христа- Варфоломея и Фаддея, принесших свет Христианства в Армению.

При сооружении Храма большой вклад внес царь Киликийской Армении Этум (Гетум, Хетум) Второй. На западной стене Могилы Пресвятой Богородицы есть памятная надпись: «Я, по милости Божией царь армян Этум II, после победы над египетским султаном, пришел в Иерусалим и построил этот Алтарь, прилегающий к пещере Святой Гробницы Богородицы, в честь народа армянского, в году 1300 от Рождества Христова, 13 июля».

Первые три королевы Иерусалима периода крестоносцев были армянками: Арда, Морфия и Мелисенда. Для строительства Храма Успения Пресвятой Богородицы много сделала Мелисенда, гроб которой расположен в Храме и принадлежит грекам.

Рядом с Храмом Успения Святой Богородицы находится сад, принадлежащий армянам. Надпись на ограде гласит: «Гефсиманский сад, Армянский». Сюда не раз приходил Иисус со своими учениками.

На Елеонской горе (горе, откуда Иисус Христос вознесся на Небеса) армяне раньше имели большое количество Монастырей. В их число входил и прекрасный Монастырь Вознесения. В центре Монастыря находился отпечаток ступни Иисуса Христа. Армяне позволяли и другим христианским конфессиям служить в этом Храме литургии дважды в году. Однако в результате зависти и коварства представителей  греческой и католической общины Иерусалима, армяне утратили право на  этот Храм. Монастырь был варварски разрушен 11 сентября 1839 г. Описывая события тех лет и злобу греков и католиков, армянский историк Салванянц в книге «История Иерусалима» говорит, что «прочие христиане настолько были ослеплены и действовали с таким рвением, будто бы разрушали некое языческое капище Афродиты. После они устроили пир и опьяненные прошлись перед Армянской Патриархией, играя на барабанах…». Таким образом, в результате действий католиков и греков, движимых завистью по отношению к армянам, на месте Армянского Храма Вознесения сейчас стоит мечеть.

В наши дни на праздник Святого Вознесения армянские монахи организовывают алтарь и устанавливают шатер под открытым небом, к северу-востоку от Отпечатка ступни Христа и служат здесь Святую литургию. 

На месте, где сейчас стоит Русский Елеоно-Вознесенский Монастырь, раньше находился Армянский Монастырь Святого Карапета (Иоанна Крестителя). В рукописи историка VII века Анастаса Вардапета «Об армянских монастырях в Иерусалиме» рассказывается о том, что Монастырь Святого Карапета был построен в IV веке на средства армянского царя Святого Трдата III, и был одним из самых богатых армянских Монастырей Иерусалима. Монастырь был разграблен и разрушен Салах ад-Дином после того, как крестоносцы покинули Палестину. В этом армянском Монастыре, в углублении мозаики, покоилась раньше голова Святого Иоанна Крестителя. Потом она была перенесена в Армению, где хранится и по сей день в Арцахском Монастыре «Гандзасар».  О том, что в этом месте находился армянский Монастырь также свидетельствует сохранившаяся красивая мозаика на древнеармянском языке: «Это запись в память об отце Иакове, выполненная по просьбе некоего (почитателя)».

На расстоянии 400 метровот Дамасских ворот Иерусалима расположена Церковь Святого Поликта. Здесь покоятся армянские воины, воевавшие  за веру Христову в византийскую эпоху. Над могилой сохранилась великолепная армянская мозаика VI века. Мозаичная надпись на древнеармянском языке гласит: «В память и за спасение всех армян, чьи имена знает Господь».

В западной части Иерусалима, на перекрестке улиц Дерех Бэйт-Лэхем и Эмек рефаим, находится Армянская Церковь Святого Григория Просветителя. До того как армянский Патриарх Кюрег (Кирилл) Исраелян приобрел этот участок и освятил здесь Церковь, здание использовалось протестантами-тамплиерами из Германии в качестве Общинного Дома.

В пригороде Иерусалима находится Скит Святого Григора Парон-тера (1560-1645), который приобрел этот участок. С XVI века вместе со Святым Григором Парон-тером здесь отшельничествовали  многие армянские архимандриты, монахи и паломники.

В окрестностях Иерусалимского района Гило находится парк и Источник Святого Филиппа, принадлежащий Армянской Апостольской Церкви. Эта территория была приобретена в армянскую собственность Патриархом Ованнесом Змюрнеци в 1859 г.

Храм Святого Рождества в Вифлееме. Город Вифлеем расположен на старинном караванном пути, ведущем из Галилеи в Египет. В этом городе родился Иисус Христос: «Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:4-7).

Сюда, в Вифлеем, к Святому Гроту в ночь Рождества пришли с окрестных полей пастухи (Лк. 2:8-16), и волхвы, ведомые ярко сияющей звездой (Мф.2:1-11).

Из древней сирийской рукописи известно, что жена армянского царя Святого Абгара, Елена, в I веке обнесла каменной оградой святые Ясли Иисуса в Вифлееме. В последующие столетия в том месте, где родился Иисус Христос, был построен языческий храм. В 326 г. по повелению императора Константина Великого это капище было разрушено, и в 329 году над Святым Гротом Рождества Христова была построена базилика с Часовней над местом Рождения Спасителя. Место Рождения Христа равноправно принадлежит Армянской Церкви и Греческой. Армянская Церковь Храма Рождества была освящена в 1621 г. во имя Пресвятой Богородицы. В Церкви находятся три алтаря, освященные во имя Святого Иоанна Крестителя, Святого Стефаноса, Святых Иоакима и Анны.    

На Святой Земле Армянской Апостольской Церкви принадлежат также Церковь Святого Николая в Яффе (в которой при Наполеоне Бонапарте располагался госпиталь для его раненых солдат), Монастырь Святого Георгия в Рамле и другие.

31 октября 2014 г. в Иордании, рядом с местом крещения Иисуса Христа, состоялось торжественное освящение армянской Церкви Святого Иоанна Предтечи (Սուրբ Կարապետ), совершенное армянским патриархом Иерусалима Нураном Манукяном. Участок земли, на котором была построена Церковь, был подарен армянской общине иорданским королем Абдаллой II.