Литургия ААЦ
Литургия Армянской Апостольской Святой Церкви
Литургия – это главное христианское богослужение. По словам армянского богослова Х века Хосрова Андзеваци при Литургии люди «получают искупление… и воссоединяются во Христе, чтобы стать Его телом и частями».
Священный обряд Литургии является символическим описанием земной Жизни Иисуса Христа вплоть до Вознесения, раскрывает таинство Его самопожертвования ради спасения людей. Жертва Христа открыла путь к освобождению от греха, и этот путь – Сам Христос, Его Завет с людьми, Новый Завет.
Литургия установлена Господом на Тайной вечере, когда Он, причастив апостолов, заповедал совершать это таинство в Его воспоминание: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и благословив преломил, и раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: это есть Тело мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо это есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. XXVI. 26-28). К Тайной вечери восходит центральное литургическое действо- причащение, когда хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы, и таким образом верующие соединяются с Господом в одно тело – Святую Церковь. Пролитая на кресте кровь Спасителя стала для христиан символом искупления грехов и утверждения вечной жизни духа. А причащение символического Тела и Крови Христа служит признаком того, что верующий пребывает во Христе, а Христос - в нем (Ин. VI. 56).
Армянское слово «պատարագ» («литургия») означает «приношение», «дар». Литургия ААЦ состоит из вступления, Литургии оглашенных, истинно Литургии (Литургии верных) и отпуста. Литургию запрещено совершать в течение пяти дней любого поста и в будние дни Великого поста. Литургия совершается с соблюдением поста до обеда, а накануне Рождества и Воскресения, в Сочельник (Ճրագալույց) совершается вечером.
Армяне служили Литургию, начиная с первого века. За двадцать столетий Литургия ААЦ претерпела изменения и дополнения, что относится и к музыкальной ее части. В Армянской Церкви используются музыкальные редакции композитора Макара Екмаляна (1858-1905 гг.) и архимандрита Армянской Церкви Комитаса (1869-1935 гг.). Армянская Литургия является национальным достоянием армян, это нематериальный «памятник» духовности и культуры. Литургия ААЦ- это не только религиозное сокровище, но и культурная ценность, благодаря чудесной гармонии древнеармянского языка (грабара) и музыки.
Главными участниками Святой Литургии являются Священник, служащий службу, Диакон и Псаломщики.
Псаломщики (арм. «դպիր») представляют народ, и все, что они поют, как бы исходит от имени народа, будь то ответ, выражение радости или прошение.
Исполнителем обрядов Св. Литургии является Священник («քահանա»). Именно он в силу своего положения произносит молитвы за себя и за народ.
Посредником же между Священником и народом является Диакон («սարկավագ»). Он-помощник Священника, служитель. Он также посредник и служитель Господа, Его Престола, Его Слова, подобно тому, как Св. Стефан стал первым Архидиаконом. Но из всех обязанностей Диакона самой важной является роль посредника. Именно в этой роли Диакон внимательно следит за обрядами и, когда приближается момент, обратившись к Народу, призывает его внимать, дает ему указания и советы и произносит от имени народа слова, обращенные к Священнику.
При совершении таинства Евхаристии в Армянской Апостольской Церкви используется пресный хлеб и не разбавленное водою вино.