Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

История ААЦ

История Армянской Апостольской Святой Церкви

1. Принятие христианства армянским царем святым Абгаром V в первом веке

2. Святые Апостолы Фаддей и Варфоломей проповедуют в Армении

3. Христианство стало государственной религией Армении в 301 году, при царе

святом Трдате III и святом Григории Просветителе

4. Создание армянского алфавита в 405 году святым Месропом Маштоцем

5. Первая в мировой истории война за христианство. Аварайрская битва 451 года

6. Резиденции армянских католикосов – Вагаршапат, Ахатамар, Ани, Ромкла, Сис…

7. Эчмиадзин – место сошествия Единородного Сына

8. Геноцид армян в Турции 1894-1923 гг.


История Армянской Апостольской Православной Церкви, одной из древнейших Церквей в мире, насчитывает почти 2000 лет. В этом разделе мы постараемся остановиться на наиболее значимых исторических фактах и деятелях Армянской Церкви.

Армянская Апостольская Святая Церковь была основана Апостолами Иисуса Христа - Фаддеем и Варфоломеем. Согласно преданию, апостол Фаддей (Թադեոս, Тадеос) проповедовал в Армении с 35 по 43 годы, а апостол Варфоломей (Բարդուղիմեոս, Бардугимеос) проповедовал в Армении 16 лет (40-60-е годы). Поскольку апостолы Христа - Фаддей и Варфоломей - основали Армянскую Церковь, она называется «Апостольской».

Согласно преданию, первым царем-христианином был Армянский Царь Абгар V, правитель Эдессы. Во времена правления Абгара V родился Иисус Христос. Царь, болевший проказой,  написал письмо Иисусу Христу следующего содержания:

«Абгар, сын Аршама, правитель страны, Иисусу Спасителю и благодетелю, явившемуся в стране Иерусалимской, (шлет) привет.

Прослышал я о тебе и о врачевании, творимом руками твоими без зелья и кореньев. Ибо, как говорят, ты даешь прозреть слепым и ходить хромым, очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов и исцеляешь страждущих также застарелыми болезнями. Ты даже воскрешаешь мертвых. Когда я услышал все это о тебе, я уверился в своих мыслях в одном из двух: либо ты - Бог, сошедший с небес, и совершаешь это, либо же ты Сын Божий и творишь это. Поэтому я и пишу к тебе с мольбой потрудиться прибыть ко мне и излечить от болезни, которой я страдаю. Слышал я также, что иудеи ропщут на тебя и хотят предать тебя мучениям; мой город невелик и красив, его хватило бы для нас обоих».

Посланцы, отвезшие письмо, встретили Иисуса в Иерусалиме. Об этом свидетельствует и Евангельское слово, что «из пришедших к нему некоторые были язычники». Поэтому услышавшие (их) не осмеливаются сказать Иисусу и говорят Филиппу и Андрею, а те передают Иисусу. Спаситель удостоил Абгара ответа в таком роде.

Ответ на послание Абгара, написанный апостолом Фомой по приказанию Спасителя:

«Блажен, кто верует в меня, не видавши меня. Ибо написано обо мне: видящие меня не уверуют в меня, не видящие - уверуют и будут жить. А о том, что ты мне писал - прийти к тебе, то должно мне свершить здесь все, для чего я послан. И когда я свершу это, я вознесусь к тому, кто меня послал. Когда же вознесусь - пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным твоим».

Это послание принес Анан, вестник Абгара, вместе с изображением лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне». Об этом повествует нам Епископ Армянской Церкви, историк V века Святой Мовсес Хоренаци в «Истории Армении».

Согласно словам Христа, Апостол Фома направляет в Эдессу Фаддея. Фаддей стал проповедовать в Эдессе христианство, излечил армянского царя Абгара V, совершил множество чудес и обратил в христианство вcю Эдессу. После этого он отправился во владения армянского царя Санатрука. Апостол Фаддей принес в Армению наконечник копья, которым римский солдат пронзил распятого Христа. Эта реликвия и поныне хранится в Эчмиадзинском Кафедральном Соборе. Апостол Фаддей основал епископосат в области Артаз, провинции Васпуракан, который просуществовал до 190-х гг. Проповедуя в Армении, апостол Фаддей обратил в христианство множество язычников, в том числе дочь царя - Сандухт. После многочисленных попыток царя вернуть свою дочь к прежней вере, Фаддей и Сандухт были замучены в царской резиденции Шаваршаван, называемой ныне «Артаз». Армянская Церковь отмечает День памяти Святого Фаддея дважды в году - вместе со святым Варфоломеем и вместе со святой девой Сандухт.

Святой Варфоломей, один из 12 апостолов, проповедовал в Сирии и Малой Азии, после чего направился в Армению, куда принес лик Богородицы и построил посвященную ей Церковь. В городе Агбаке апостол крестил сестру царя Санатрука - Вогуи. В 68 году Варфоломей, Вогуи и еще 2000 христиан были казнены по приказу царя.

Тот факт, что апостолы Фаддей и Варфоломей принесли в Армению свет христианства и стали проповедовать, крестить людей, основывать Церкви, служить Литургию, свидетельствует о том, что Армянская Церковь зародилась от апостолов Христа, то есть имеет непосредственное апостольское начало и образовалась без посредничества какой-либо другой Церкви.

Одно из преданий сообщает нам имена епископов области Артаз первых двух веков: Закарий (с 70 года), Зементос (с 71 года), Атирнерсех (с 76 по 91 гг.), Мушэ (с 92 по 122 гг.), Шахэн (с 123 по 148 гг.), Шаварш (с 149 по 169 гг.), Гевонтиос (с 169 или 170 по 186 или 187 гг.).

По другому преданию, в области Сюник правили епископы, которых звали - Кумси, Бабилас, Мушэ (перешедший впоследствии в Артаз), Мовсес Таронци, Исаак Таронци, Зирвандат, Степаннос и Ованн (правил до первой четверти III века).

В списках Армянской Церкви мы встречаем имена нескольких армянских мучеников апостольской эры. Помимо Святой Сандухт, замученной вместе со святым Фаддеем, мы встречаем имена Святой Зармандухт, женщины знатного происхождения, сатрапов Святого Самуила и Святого Исраэла, Святой Вогуи из царской семьи, Святого воина Терентия, Святых дев Марии Гуссикян, Анны Ормиздатян и Марты Маковтрян, а также тысячи армян, замученных вместе с апостолами Фаддеем и Варфоломеем.

Церковным календарем празднуется день памяти священника Святого Воски (Хризос) и его четырех спутников, Святого Сукиаса и его 18 спутников, принявших муки в начале II века. Латинские святцы поминают Святого Акакия с десятью тысячами воинов, умерших мученическою смертью на Арарате, в Армении, в царствование Адриана.

Истории известны факты преследования христиан в Армении при царях Арташесе - около 110 года, Хосрове - около 230 года и Трдате - около 287 года.

Все вышеперечисленное указывает на то, что в первые века нашей эры в Армении образовались первые христианские общины.

Государственной религией Армении христианство стало чуть позже, в 301 году, при царе Трдате III.

Царь Трдат III (298-330 гг.) сначала жестоко преследовал христиан.

Царь Трдат III бросил в темницу и своего «верного любимого слугу Григориоса, которого именно из-за (отказа поклоняться богам) замучил жестокими и ужасными истязаниями, а затем приказал бросить в страшный Хор Вирап, чтобы он там тотчас стал пищей змей (Агатангелос, «История Армении»).

Трдат III велел казнить христианку Рипсимэ, так как она отказала царю Трдату, пораженному ее красотой, а также ее наставницу Гаянэ и других тридцати двух христианок, которые прибыли в Армению, спасаясь от преследований римского императора Диолектиана.

После того, как Рипимэ и другие христианки были замучены «Шесть дней царь пребывал в глубокой печали и безысходной скорби из-за вожделенной любви к красоте Рипсимэ, потом он назначил время охоты, приказал всем своим войскам принести охотничьи сети, поставить силки. Он хотел по­охотиться в поле Паракана Шемакаца. Однако, когда царь сел в колесницу и собирался выехать за город, он был сражен и выброшен из колесницы омерзитель­ным бесом. И тут же на него нашло бешенство, и он стал сам се­бя поедать. Подобно царю вавилонян Навуходоносору, потеряв человеческую природу, он в облике кабана, как один из них от­правился к ним, жить вместе с ними. Войдя в камыши, он стал травоядным и, совершенно лишенный разума, носился по полям, истязая свое нагое тело. Хотя и (люди) пытались удержать его в городе, но не смогли, во-первых, из-за (его) природной силы, и во-вторых, (так как) была еще и сила бесов, вселившихся в него.

Подобным же образом бесновались сраженные нечистой силой горожане. И небывалое бедствие нашло на страну. Вся царская родня, а также слуги и подчиненные понесли наказание, и из-за постигшей кары царила безысходная печаль.

И тогда сестре царя, которую звали Хосровадухт, было видение от Бога. Она пришла, поведала людям и известила (их) о своем видении и сказала:

В эту ночь было мне видение. Некий муж, излучающий свет, пришел и рассказал мне: «Вы не исцелитесь от постигшей вас ка­ры, если не пошлете человека в город Арташат за заключенным там Григором. Он придет и откроет вам лекарство исцеления от ваших недугов». Так повествует нам историк V века Агатангелос в «Истории Армении».

«А те тринадцать лет, что Григориос оставался в тюрьме крепости и в Хор Вирапе, некая вдовица, жившая в крепости, получила повеление от Архавирка (в видении) каждый день печь одну лепешку и бросать в Хор Вирап. Таким образом, по повелению Бога она кормила его в годы его пребывания там. И в яме, в которую бросили его, он остался жив благодаря Господу своему. Другие же люди, которых однажды спускали туда, все умирали из-за зловонного, удушливого, непереносимого места, из-за смрадного ила, кишевшего змеями, и из-за глубины. Ибо она была вырыта для преступников и для казни приговоренных к смерти со всей Армении».  

По приказу царя Григория выпускают из темницы. Григорий первым делом хоронит тела Рипсимэ и других христианок. Затем он является ко двору и в течение двух месяцев проповедует христианскую веру. Когда Григорий исцеляет Трдата (по словам Агатангелоса, царь вновь обретает человеческие черты), исцеленный царь решает принять христианство, к чему его побуждают также его жена Ашхен и сестра Хосровадухт. По преданию, 6 января 301 года в реке Арацани, притоке Евфрата, Григорий крестит царя и весь его двор.

Таким образом, Армения стала первым в мире государством, принявшим христианство в качестве государственной религии.

После обращения царя Григорий начинает свою миссионерскую деятельность: он проповедует, крестит, основывает Церкви. Однажды, по сообщению Агатангелоса, его посещает видение: Сам Христос спускается с неба и золотым молотом отмечает место, где в окрестностях столицы Вагаршапат он должен построить Церковь. Так возникает Эчмиадзин, что по-армянски означает «сошествие Единородного Сына» («Իջավ Միածին Որդին»). На развалинах языческого храма была возведена Церковь, строительство которой завершилось в 303 г. В настоящее время Святой Первопрестольный Эчмиадзин является духовным центром Армянской Апостольской Церкви.

После завершения строительства Церкви Григорий отправляется в Кесарию Каппадокийскую, где архиепископ Леонтий рукополагает его в епископы. По возвращении в Армению, он поселяется в Вагаршапате, избрав Эчмиадзинскую Церковь в качестве местопребывания главы Армянской Церкви. Григорий, проповедуя Евангелие, одновременно вступает в борьбу против язычества – он противостоит языческим жрецам, разрушает их храмы. В этом деле его поддерживает сам Трдат, который издал приказ, запрещающий языческие культы.

Григорий с усердием отдается проповеди и устройству церковной жизни. Ему мы обязаны составлением канонов, которые носят его имя, и к его времени относятся некоторые дисциплинарные и литургические установления. Он основал около 400 епископских и архиепископских епархий для духовного управления Арменией и окрестными странами. Он стоял во главе обращения Грузии, Каспийской Албании и Атропатены, куда он посылал духовных лиц.  

По свидетельству Святого Григора Татеваци, в 315 г. Святой Григорий вместе с армянским царем Святым Трдатом отправляется в Рим для поклонения мощам Святых апостолов Петра и Павла, а также для заключения братского договора и союза со Святым Константином и римским первосвященником Святым Сильвестром. В Риме Святому Григору были оказаны почести как исповеднику и мученику за имя Христа. Святому Григору передали мощи апостолов и много других даров. Потом были разделены Святые места. Армяне получили Часовню Святого Иакова (впоследствии ставшую частью Монастыря Святых Иаковов) в Иерусалиме, Голгофу и многие другие Святыни. Жребий, определяющий хранителей Гроба Господня, выпал армянам. Однако остальные претенденты из-за этого погрузились в печаль, и смиренный Святой Григорий предложил, чтобы все вместе строили Храм Святого Гроба Господня, и над Гробом повесили лампады во имя христианских народов.

В IV веке, при Святом Григоре и Святом Трдате III, армянские князья построили множество Церквей в Святых местах. По свидетельству монаха Анастаса, посетившего Иерусалим в VII веке, на Святой Земле к этому времени уже было более семидесяти армянских Церквей (об этом Вы можете прочитать в разделе Армянская Апостольская Церковь на Святой Земле).

Затем, передав сыну Аристакесу руководство Церковью, он уходит в пещеру, где и заканчивает свои дни в молитве. Кончина Святого Григория относится к 325 г.

За свою проповедническую деятельность Святого Григория называют «Просветителем», («Лусаворич», «Գրիգոր Լուսավորիչ» - по-армянски, «Gregory the Illuminator» - по-английски). Григорий Просветитель возведен в лик Святых и в Русской Православной и Римско-Католической Церквях.

Северо-западный купол Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собора Василия Блаженного) в г. Москве носит имя Григория Просветителя (Григория Армянского).

Собор Василия Блаженного состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань. Северо-западный храм освящен в честь Григория Армянского (30 сентября), так как в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного - взрыв Арской башни г. Казани, и называется «Церковь Григория Армянского».

До 438 года епископскую кафедру Армении почти постоянно занимали потомки Григория Просветителя, который, будучи женат, подобно большинству епископов того времени, имел детей и внуков. Его сын, Аристакес, представлял Армянскую Церковь на Никейском соборе (325 г.), его имя значится среди подписавших Символ Веры. Внук Просветителя, юный Григорис, проповедовал среди гуннов и других диких племен северо-восточного Кваказа и принял от них мученическую смерть.

Многих  потомков Григория Просветителя Армянская Церковь возвела в ранг Святых. Последним потомком Григория, занимавшим епископскую кафедру Эчмиадзина, является Святой Католикос Саак, который в V веке сыграл чрезвычайно важную роль в деле распространения грамотности в Армении.  

Святой Григорий первый основал школы. Но особенную жизнь в просветительные и благотоврительные учреждения вдохнул его потомок, католикос Святой Нерсес (353-373 гг.).

Особо отметим, что в IV веке в Армении стали появляться первые монахи. Основоположниками мужского монашества в Армении считаются сирийцы Даниэль и Шагитай, армянин Гинд и грек Епифаний.

В 387 году, когда Армения была разделена между греками и персами, Святой Саак был избран на Патриарший престол волей Хосрова, царя персидской Армении. В греческой части Армении царствовал Аршак. Вскоре греческая Армения была отдана на произвол византийских правителей, а персидская Армения после относительно мирного царствования Врамшапуха, сначала управлялась персом Шапухом, затем армянином Арташесом.

Создание армянского алфавита связано с именами архимандрита ААЦ Святого Месропа Маштоца (ок. 361-440 гг.) и католикоса ААЦ Святого Саака Партева (ок. 348-439 гг.). Датой создания армянского алфавита является 405 год.

Ученик Маштоца, монах Корюн, в своей книге «Житие Маштоца» пишет: «Так претерпел он много лишений в (деле) оказания доброй помощи своему народу. И ему было даровано такое счастье всемилостивейшим Богом святой десницей своей, он, как отец, породил новое и чудесное дитя - письмена армянского языка. И там он, поспешно начертал, дал названия и расставил (письмена по порядку), расположил (их) по силлабам-слогам».

Состав алфавита оказался так удачен, что он может легко передавать даже большую часть звуков иностранных языков.

Первым предложением, переведенным Святым Месропом на армянский язык было: «Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума…» («Ճանաչել զիմաստութիւն և զխրատ, իմանալ զբանս հանճարոյ…»).  После создания алфавита на армянский язык была первым делом переведена Библия, труды отцов Церкви, литургические книги (чин обедни), последования обряда крещения, помазания, посвящения, венчания, освящения Церквей и отпевания, богослужения на каждый день и календари, а также соборные каноны. Перевод Ветхого Завета на армянский язык был выполнен с греческого текста 70 толковников (Septuaginta), но с многочисленными вариантами, согласованными с сирийским переводом. В работе участвовал лично католикос Саак, Маштоц и группа из 100 избранных переводчиков. Святой Саак сделал окончательный пересмотр перевода по экземпляру, специально присланному Константинопольским Патриархом. Эта работа завершилась в 430 году. Перевод Библии был осуществлен настолько точно, что армянский перевод Библии называют «королевой переводов». 

На армянский язык было переведено колоссальное количество трудов за очень короткий промежуток времени. Многие тексты Отцов Церкви известны нам только благодаря армянским монахам-переводчикам V века. Были переведены даже труды античных философов.

Сразу после создания армянского алфавита возникают первые шедевры армянской литературы. Период после 405 года называется «золотым веком армянской культуры». Всем хорошо известны имена философа Езника Кохбаци, историков Павстоса Бюзанда и Мовсеса Хоренаци, Лазара Парпеци, Егише, философа Давида Анахта (Непобедимого), Давида Керракана (Грамматика), географа, математика и астронома Анании Ширакаци. Наряду с литературой, в период с V по VII века в Армении развиваются музыка, театр и живопись. Отдельно нужно отметить великолепную армянскую архитектуру. К первым десятилетиям VII века относятся чудесные Церкви Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ, в которых и в наши дни каждое воскресенье армянские священники служат Литургию. 

Святые Маштоц и Саак стали основывать школы по всей Армении, распространяя армянские письмена и Евангелие.

Как пишет Корюн, святые Маштоц и Саак «стали обучать божественной мудрости (весь) двор, находившийся при них, вместе со всем станом азатского войска. Блаженный Саак больше занимался со (знатными) людьми (из рода) Мамиконеанов, обучая их (божественному) учению. Имя главного из них было Вардан, которого звали также Вардканом. (Саак) стремился обучать всех и довести каждого до познания истины».

В течение последующих столетий христианство в сердцах людей и армянский алфавит обеспечили армянской нации сохранение национальной идентичности и культуры. Недаром Вардан Мамиконян, который повел армянский народ против персов, сказал в 451 г.: «Христианство для армян подобно цвету кожи. Его нельзя, как одежду, сбросить или сменить".

Первая в мировой истории война за христианство. Аварайрская битва 451 года.

В 449 году персидский царь Ездигерид II (439-457 гг.), стремясь ассимилировать армян, издает указ, в котором велит армянам обратиться в маздеизм. Сразу же после обнародования царского указа во все концы Армении он направляет магов для сооружения алтарей богу огня. Чтобы достичь своих целей, Ездигерид II постарался удалить из Армении ее военные силы, послав их воевать с дикими племенами Кавказа. Начались гонения на христиан, в течение которых Святой Атом Гнуни и Святой Манаджир Рштуни были замучены со всеми своими последователями. Армянский Католикос Овсеп I собрал в городе Арташат армянских епископов и нахараров. Они составили документ, в котором заявили о непоколебимой верности Христу: «В этих верованиях нас никто не может поколебать: ни ангелы и ни люди, ни меч и ни огонь, ни вода и ни какие только есть жестокие пытки…». После этого в столицу Персии Ктесифон были призваны знатные представители Армении. В числе армянских нахараров, отправившихся в Ктесифон, были марзпан  Васак Сюни и спарапет Вардан Мимиконян. Им предоставили на выбор либо покориться персам, либо покинуть страну, сложив с себя свои полномочия. Чтобы вырваться из западни, они притворно отреклись от христианства. Поверив в вероотступничество нахараров, Ездегерид II отправил их с богатыми дарами в Армению в сопровождении 700 магов-жрецов и воинского отряда.

Тем временем в Армении вспыхнуло народное восстание. Против персов выступили и дворянство, и простой народ. Первая вспышка восстания произошла в конце сентября 449 года, когда возвращавшиеся из Ктесифона армянские нахарары вместе с сопровождавшими их магами и отрядом войск достигли селения Ангх в области Багреванд. Вооруженный народ во главе со священником Святым Гевондом изгнали из селения магов, которые собирались превратить Церковь в зороастрийское капище. То же самое произошло и в городе Зарехаване.

После событий в Ангхе и Зарехаване движение охватило всю Армению, началась народно-освободительная война. Восстание возглавили Вардан Мамиконян и Васак Сюни.

С весны 450 года стали быстро пополняться армянские полки. Для обеспечения тыла был уничтожен ряд персидских гарнизонов, находившихся в Армении, в наиболее важных районах страны были размещены армянские отряды. Был заключен союз с Грузией и Албанией. Организаторы восстания обратились за помощью к гуннам и к Византии, однако византийский император Маркиан (450-457 гг.) не только не оказал поддержки армянам, но и сообщил о готовящемся восстании персидскому царю. Не оправдались надежды и на помощь гуннов. Таким образом, восставшие должны были опираться в основном на собственные силы, состоявшие из регулярных войск и ополчения.

В апреле 451 года сасаниды посылают для подавления восстания войско из 220 тысяч воинов. Вступив в Армению через области Гер и Зареванд, войско направилось вглубь страны, разоряя все на своем пути.

Встав во главе армии, насчитывающей 66 тысяч человек (на защиту своей Веры и своего Народа вышли также и старики, и женщины, и дети), Вардан Мимиконян стремительно двинулся навстречу врагу, который к этому времени уже подошел к городу Маку и расположился лагерем к юго-западу от него, у реки Тхмут, на Аварайрской равнине. Вардан Мамиконян со своим войском также вышел на Аварайрскую равнину. Армии противников разделяла река Тхмут. В полдень, 26 мая 451 года состоялась первая в мире война за христианство. По свидетельству историка, архимандрита ААЦ Егише в этой войне персы потеряли убитыми 3544 человека, армяне – 1036 человек. Вардан Мамиконян также пал на поле битвы. Смерть армянских воинов, вставших на защиту христианства, увековечена в армянских святцах в четверг на Масленой. И хотя это сражение не принесло победы ни армянам, ни персам, результатом этой войны стало то, что персы на некоторое время перешли к политике уступок.

Последующие годы Армения находилась в весьма тяжелом положении. Патриарх и епископы были заточены и изгнаны, сатрапы подвергались преследованиям и были разрозненны, войска рассеяны, народ объят ужасом.  

В этом же году, в октябре, в Халкидоне состоялся четвертый Вселенский Собор, на котором обсуждались христологические вопросы. Нужно отметить, что ожесточенные споры, проходившие на этом Соборе, были связаны преимущественно с честолюбивыми желаниями Константинопольских и Александрийских патриархов подчеркнуть свое превосходство и достичь большего влияния. Представители Армянской Церкви на этом Соборе не присутствовали из-за  тяжелого положения, в котором тогда находилась Армения. Тем более, что Собор этот был созван византийским императором Маркианом, который предательски сообщил персам о готовящемся в Армении восстании в защиту Христианства. После Халкидонского Собора Греческая Церковь и правящие круги Византийской империи постоянно пытались навязать армянам свою формулировку природы Христа. Это диктовалось, во-первых, политическими соображениями, желанием интегрировать западную часть Армении в Византийскую империю. А, во-вторых, это было связано с желанием Византии ассимилировать армянский Народ. Армянская Церковь не приняла положения IV-го и последующих Соборов и на протяжении последующих столетий оставалась верной и строго соблюдающей учения Святого Кирилла Александрийского и Отцов первых трех Вселенских Соборов, признававших «единое существо, соединенное в воплощенном Слове», то есть нераздельное, несмешанное и неизменное соединение в Христе двух естеств - совершенного Бога и совершенного человека.

Армения была часто разделена между разными государствами, но участь ее зависела от того из них, которое владело большей частью страны. Персидское господство в лице сатрапов, назначаемых персидскими царями, длилось в период с 428 по 633 гг. Затем сатрапов сменили куропалаты, которых назначали византийские императоры. Греческое господство было непродолжительно и длилось с 633 по 693 гг., ибо вскоре сарацины окончательно утвердили свое господство в Армении. Представители халифов управляли страной с 693 по 862 гг. Переход власти от одних к другим не обходился без кровопролития. Армения всегда являлась ареной состязаний и вооруженных столкновений различных государств, желавших обладать ею.

В 614 году греческая империя подверглась нашествию персов, увезших из Иерусалима Святыню всех христиан - Животворящий крест. В 623 году персидская армия расположилась лагерем под стенами Константинополя. Византийский император Гераклий, имевший армянское происхождение, вместе с армянскими войсками под предводительством Мжежа Гнуни, завязал войну, увенчавшуюся успехом и возвратом Животворящего Креста в Иерусалим.

С 301 года духовной столицей Армении был город Вагаршапат (ныне – Эчмиадзин). В последующие столетия резиденции армянских католикосов располагались в разных городах, таких как Двин, Ван, Ахтамар, Ани в Западной Армении, потом в Сеав-Лере, Тцовке, Ромкле, Сисе на территории Армянского Киликийского Государства… Расскажем о некоторых из этих городов.

В Х-ХI веках на острове Ахтамар на озере Ван находилась столица армянского Васпураканского царства Арцрунидов.  Для царя Гагика Арцруни (908-937 гг.) зодчий Мануэл построил на острове Ахтамар дворец, Церковь Святого Креста («Սուրբ Խաչ»– по-армянски, «Сурб Хач») и гавань. Завоеватели разрушили почти все сооружения великого зодчего. Дворцовая Церковь Святого Креста, возведенная зодчим Мануэлем в 915-921 годах, - единственное дошедшее до нас сооружение. С 927 по 947 года на Ахтамаре располагалась кафедра Католикоса всех армян.

Ахтамарская Церковь Святого Креста и по сей день поражает своей красотой. Наружные стены Церкви покрыты множеством барельефов. Эти рельефы изображают лик Иисуса Христа, апостолов, пророков, четырех евангелистов, библейские сцены, Адама и Еву, правителей из рода Арцруни, животных, виноградные гроздья, красивейшие орнаменты. Интерьер Церкви был украшен красивыми фресками. В алтарной части была помещена композиция на тему въезда Христа в Иерусалим. Изображения святителей и Отцов Церкви занимали почти все простенки и малые апсиды Церкви. В 1912 году Иосиф Орбели совершил поездку на остров Ахтамар для изучения Церкви Святого Креста. Это исследование Орбели, дающее подробное научное описание Церкви с ее барельефами, скульптурами, фресками и эпиграфическими надписями было сделано до осквернения Церкви вандалами. Ныне фрески и рельефы Церкви Святого Креста сильно повреждены. После 1915 года они долго служили турецким завоевателям мишенями для упражнений в стрельбе.

С 992 года до середины XI столетия века резиденция армянских католикосов располагалась в городе Ани. Ани - знаменитая столица средневековой Армении - на протяжении 500 лет являлся главным центром экономической и политической жизни, культуры страны. В Ани было построено множество Церквей, посему город часто называют «городом 1001 Церкви». Наиболее известными являются Анийский Кафедральный Собор, Церковь Григория Просветителя (Гагикашен), Церковь Аракелоц (Апостолов), Церковь Святого Спасителя, Церковь Абугамренц (Св. Григория), Пастушья Церковь...

Историк XIII века - Вардан Великий - во «Всеобщей истории» написал: «В 951 году скончался Абас, корону которого наследовал сын его, Ашот, прозванный Милостивым. Он построил много приютов для прокаженных и успокаивал их обильным содержанием. Он построил малую стену города Ани и все башни городских стен обратил в церкви в 964 году. Благочестивая супруга его, Хосров-айнуш, выстроила великолепные монастыри Санаин и Ахпат; они оба почили во Христе в 978 году, оставив по себе трех сыновей: Смбата, Гагика и Гургена. И в самый день их кончины принял корону старший сын его, Смбат, названный Завоевателем. Он построил в Ани большую стену на широком фундаменте и положил основание большой соборной церкви». 

Анийский Кафедральный Собор был сооружен в 989-1001 гг. талантливым архитектором Трдатом. Собор посвящен Святой Богородице. Длина стен снаружи составляла 34,3 метра, ширина – 21,7 метра, а изнутри – 32х19,7 метров. Храм вмещал огромное количество людей. Храм был сооружен из полностью тесаного туфа желтого, черного, красного и серого цветов.

Величина и величественность Храма, совершенство плана и постройки, новизна архитектурных приемов, ювелирное мастерство кладки, колонны, на которых покоился купол, и другие колонны и соединявшие их нежные арки, прекрасный узор карнизов, своеобразное строение купола -  все это делало Анийский Кафедральный Собор таким архитектурным шедевром, значение которого выходит за пределы национального зодчества. Храм оказал воздействие на сформировавшееся впоследствии в Европе готическое направление в архитектуре в XII-XIV веках.. «Собор вызывает удивление…, - пишет ирландский путешественник XIX века Генри Линч,- Он носит отпечаток того неподдающегося определению качества, которое мы можем назвать красотой… В нем много типично готических черт, и он может служить доказательством восточного происхождения этого стиля». Известный историк архитектуры Иосиф Стржиговский написал о зодчем Трдате: «… в свое время он явился творцом готических замыслов архитектуры… во всяком случае, путь к готике нашел он». Согласно сообщениям историков и лапидарным надписям Храм имел большое количество золотой и серебряной утвари, укрепленный на куполе серебряный крест, величиной с человека, привезенную из Индии роскошную дорогую люстру и т.д. На Кафедральном Соборе имеется ряд надписей, которые относятся к XI-XIII векам. Кафедральный собор Ани дошел до наших дней, однако купол его обрушился от землетрясения 1840 года.

О таланте архитектора Трдата, построившего Анийский Собор, был известно далеко за пределами Армении. В течение четырех лет (с 990 года) Трдат работал над возведением купола Церкви Святой Софии в Константинополе, разрушенного вследствие землетрясения. Этот купол украшает Собор Софии по сей день.

Вторым известным храмом в Ани была Церковь Гагикашен. Церковь была сооружена в 1001-1010 годах. Храм Гагикашен был сооружен по образцу величественного Звартноца, который в то время уже был разрушен. Число внутренних колонн Церкви Гагикашен равнялось 144, внешних колонн - 72. Высота этого красивейшего Храма достигала 48 метров, а диаметр - 37,5 метров. Это был крестообразный в плане, круглый, центрально-купольный трехъярусный громадный храм – один из шедевров армянского зодчества. Во время раскопок храма была найдена скульптура царя Гагика I с моделью сооруженного им храма в руках. Высота скульптуры 2,26 метров. Она имеет важное значение для истории искусства.

Храм Аракелоц был сооружен в Х-XI веках. В XII-XIII веках при Церкви Аракелоц были построены другие сооружения – два притвора, небольшая Церковь неподалеку от них, часовню-усыпальницу, а также тайники для хранения драгоценностей, утвари и других ценных вещей Церкви. Со временем Церковь Аракелоц превратилась роскошный  в архитектурный ансамбль. Церковь Аракелоц представляла собой четырех-абсидный храм, имела пять куполов, четыре из которых были расположены на четырех ризницах, образуя как бы отдельные четыре Церкви, а большой центральный купол покоился на довольно мощных пилонах, также представляя собой отдельную Церковь.

В настоящее время внутри городских стен Ани можно увидеть полуразвалившиеся остатки 10 Церквей, гостиницы, царской цитадели с частью дворцового комплекса армянской династии Багратидов и развалины дворца Парона. Анийский Кафедральный Собор и многие другие Церкви Ани и других городов Западной Армении, находятся сейчас в катастрофическом состоянии. Через шесть лет после осуществленного Геноцида армян в Турции, в мае 1921 года национальное собрание Турции приказало «стереть памятники Ани с лица Земли», чем и в наши дни продолжает заниматься турецкое государство. Находясь сейчас на территории Восточной Турции, эти шедевры архитектуры превращаются турецким правительством в склады для содержания скота и хранения сена. Турецкое правительство прикладывает все усилия для того, чтобы исчезла память о том, что с незапамятных времен Ани  был армянским поселением, в средние века он был армянской столицей, в котором проживало более миллиона армян.

В 1080 году году Рубеном, происходившим из царства Ани, было основано Киликийское Армянское государство, которое просуществовало до 1375 года. Его называли «Малой Арменией» и «Новой Арменией». На территории Киликии кафедра армянского Католикоса располагалась сначала в Сеав-Лере, потом в Тцовке (до 1147 года), потом в Ромкле (до 1293 года), в Сисе (до 1441 года).

Впервые армяне поселились на берегу Средиземного моря в I веке до нашей эры, при царе Тигране Великом, который овладел Восточной Киликией и держал ее под своей властью 14 лет. Римский историк IV века Аммиан Марцелин пишет, что Александретский залив одно время именовался «Армянским заливом». Иоанн Златоуст сообщает в своем письме, написанном в V веке из Восточной Киликии, что он живет в армянском селении, а владельцем округа является армянский князь. Историк X века Асохик отмечает, что в период арабского нашествия (VII-IX века) число армян, переселившихся из исторической Армении в Сирию и Киликию, было так велико, что католикос Хачик I (973-992 гг.) направил в Антиохию и Тарс епископов для управления образовавшимися там епархиями. В последующие годы число армян в Киликии постоянно росло. Города Киликийской Армении славились своей красотой. Среди них особенно выделялся город Сис.

Первым Рубенидам в течение 100 лет пришлось вести борьбу одновременно с тремя противниками – византийцами, турками-сельджуками и «франками» - крестоносцами. Основание Киликийского Армянского Царства совпало с эпохой первого крестового похода (1096-1099 гг.). Путь крестоносцев, поклявшихся освободить Гроб Господень из рук сарацинов, лежал через Киликию. Армяне встретили западных христиан как братьев - единоверцев. Князь Константин I (годы правления 1095-1100) не только разрешил крестоносцам проход через свои владения, но и кормил их голодную армию. Однако позже крестоносцы проявили себя как грабители и убийцы, пытаясь захватывать армянские крепости и вступая в заговор против армянских князей, о чем очевидец событий Маттеос Урхаеци написал: «…неисчислимые и неслыханные дела они совершали ради грабежа сокровищ, предав страну опустошению, а людей - жестоким мучениям. Они помышляли лишь о зле и полюбили стезю злодеяний». По этой же причине армянский Католикос Святой Нерсес Шнорали называл крестоносцев «лжехристианами».

Святой Нерсес Шнорали (жил с 1100 по 1173 гг.) – армянский католикос, поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец, оставивший нам в наследие множество духовных и исторических произведений, среди которых - «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги», «История Армении», поэма «Иисус Единородный Сын Отца», заключающая в себе краткое изложение Библии и четырёх Евангелий, «Изложение веры Армянской Церкви», а также горячо любимая армянским народом молитва «С Верой исповедую» («Հավատով խոստովանիմ»), состоящая из 24 частей и переведенная на множество языков мира. Молитва «С Верой исповедую» обладает способностью проникать в самые потайные уголки человеческого сердца, приводя его к покаянию и стремлению соединиться с Христом.

Историк и полководец Смбат Спарапет в своей «Летописи», охватывающей историю Армянского Киликийского государства с 951 по 1272 годы, повествуя о коронации царя Левона I, перечисляет 47 армянских феодалов – владетелей крепостей, присутствовавших на торжествах. Среди этих крепостей – Корикос, Ламброн (в долине возле Ламброна находился один из крупнейших духовных центров Киликийской Армении - монастырь Скевра, в котором хранилось богатейшее собрание рукописей),  Тумлу, Аманур, Ромкла и другие. Каждая крепость имела свою Церковь, высеченную в скале или выстроенную в форме базилики, а также просторный рыцарский зал, арсенал, сад, жилые покои и библиотеку (матенадаран). Английские историки архитектуры Р. Фредден и Ж. Томсон в своем труде «Замки крестоносцев», изданном в Лондоне в 1957 году, написали: «Во времена крестоносцев самыми образованными военными архитекторами Леванта (Левант – весь запад Азии, Греция, Египет) были армяне. Можно утверждать, что их знания и искусство явились одной из причин, благодаря которым военная архитектура Леванта стала самой передовой архитектурой своего времени».

С 1149 по 1292 гг. город-крепость Ромкла являлся резиденцией десяти армянских католикосов и был важнейшим центром духовной жизни армян. В 1292 году султан Египта Ашраф осадил Ромклу и после многодневных боев овладел крепостью. Он пленил католикоса, увез в Египет святые мощи и десницу Григория Просветителя. Царь Гетум выкупил святую десницу и перевез ее в Сис, который затем в течение 66 лет был центром Армянской Церкви.

Царь Левон (годы правления 1187-1219) построил в Сисе дворец, в одном из помещений которого находился матенадаран - богатейшее собрание рукописей, уступавшее лишь библиотеке армянских Католикосов в крепости Ромкла. При царе Левоне в Сисе возвели Храмы Святого Эчмиадзина и Пресвятой Богородицы, а его дочь Изабелла основала в городе больницу с ваннами и водопроводом. В Сисе были построены армянские Церкви Св. Рипсимэ, Св. Якова, Св. Духа, Св. Знамения, Св. Симеона, Св. Николая, Св. Маркериоса, Свв. Погоса и Петроса, Св. Стефана. В окрестностях Сиса при князе Торосе I был построен монастырский комплекс Дразарк, служивший родовой усыпальницей династии Рубенидов.

Армянское духовенство Киликии представляло в те годы значительную силу: страна имела 18 епископских епархий и 59 монастырей. Еще при князе Торосе II, изгнавшем из Киликии византийцев, католикос Григорий III Пахлавуни (1113-1166 гг.) перенес свой престол из  Цовка в город-крепость Ромклу.

Великий князь Торос II Рубенид после взятия крестоносцами Иерусалима (1099 г.) реконструировал армянский Собор Святых Иаковов в Иерусалиме.

В 1227 году в Церкви Рождества Христова в Вифлееме царь Киликии Гетум I (годы правления 1226-1270) установил резную деревянную дверь с хачкарами и надписями на армянском и арабском языках. Надпись, сохранившаяся на двери и по сей день, сообщает, что дверь изготовили армянские священники Авраам и Аракел. В 1268 году в Иерусалиме, при Монастыре Святых Иаковов, царь Гетум I возвел Церковь Святого Тороса, в память о своем сыне Торосе, погибшем в битве с мамелюками. Благодаря набожности и необыкновенной щедрости армянских царей и князей на Святой Земле были воздвигнуты десятки чудесных Церквей и Монастырей.

Царь Киликийской Армении Гетум II возвел в XIII веке в Храме Святого Воскресения в Иерусалиме  Алтарь Изголовья на том самом месте, где согласно Евангелию от Иоанна восседал Ангел, оповестивший Марию о Воскресении Христа. В Гефсиманском саду, в Храме Пресвятой Богородицы Гетум II в 1300 году возвел великолепный алтарь у Гробницы Пресвятой Богородицы, который и в наши дни украшает это Святое место.

XII век - серебряный век армянской цивилизации. В это время в Киликии трудились и творили ученый и законодатель Мхитар Гош, историк Киракос Гандзакеци, ученый и врач Мхитар Гераци, историк и полководец Смбат Спарапет (в 1226 году Смбат Спарапет возглавил все войска Киликийской Армении и в течение 50 лет не проиграл ни одного сражения), философ и поэт Ованнес Ерзнкаци, Григорий Отрок, историки Степанос Орбелян, Вардан Великий и многие другие…

В этот период своего высочайшего расцвета достигло искусство книги. Пергаментные манускрипты, созданные по заказу царей и феодалов, тщательностью отделки и изысканностью красок напоминают драгоценные ювелирные изделия. Центрами рукописного дела были монастыри Дразарк, Скевра и Ромкла, где работал ряд превосходных художников-миниатюристов, наиболее известным из которых является Торос Рослин. Сохранилось всего семь рукописей этого выдающегося мастера. Созданные во времена царствования Гетума I, эти шесть подписанных Рослином Евангелий и книга канонов «Маштоц», считаются вершиной киликийской книжной миниатюры.

Католикос Константин I (1221-1267 гг.), архипастырь Армянского Киликийского государства, вошел в историю как покровитель всего самого просвещенного и талантливого. Он собрал в Ромкле самую талантливую молодежь страны. В скрипториумах Ромклы работали такие талантливые художники, как Киракос и Ованнес. Это их и Католикоса Константина I Торос Рослин просил помянуть как своих учителей. Он написал: «Они внушали своим ученикам, среди которых был и я, недостойный писец и художник по имени Торос, что надо чтить священные писания, дарящие человеческой душе радости и утешения. Они учили не только тайне красок, но и преклонению перед благородством и добродетелью. Любили они наиболее честных и искренних, предпочтение отдавали наиболее одаренным. Да не пропадут их старания, и каждый, кто научился у них живописать, пусть сотворит прекрасное…» 

В Киликию приезжали на учебу многие молодые люди из Великой Армении.  В эту эпоху вардапеты (архимандриты) Армении часто посещали Киликию, а киликийские вардапеты - монастыри Великой Армении. Огромную роль имел тогда монастырь Гладзор, имеющий значение университета того времени, а также многие другие учебные заведения Великой Армении. В XIII-XIV веках в Гладзорском монастыре было рукоположено 360 архимандритов Армянской Церкви.

Киликийское Армянское Царство в XIV веке не могло в одиночку сдерживать натиск многочисленных исламских государств Востока. В 1375 году мамелюки Египта взяли Сис и пленили Левона V Луизиньяна (годы правления 1364-1375 гг.) - последнего царя Киликийской Армении. После падения армянского государства большинство населения Киликии по-прежнему состояло из армян. Когда в 1487 году Сис захватили турки-османы, армяне Сиса долгое время сохраняли самоуправление. Они занимались различными ремеслами, земледелием, торговлей, имели 6 Церквей и 5 школ. Даже после погромов армян во времена турецкого султана Абдул-Гамида (1876-1909 гг.), большинство населения Киликии составляли армяне. Со второй половины XIX века в Сисе наряду с Киликийским армянским католикосатом действовало и духовное училище. По данным Константинопольского армянского патриаршества на 1912 год, в Киликии проживало 377 тысяч армян. Большая часть из них была истреблена в 1915-1920 гг. во время Геноцида армян, а часть депортирована...

В 1441 году резиденция армянского Католикоса была возвращена в г. Эчмиадзин, где находится и сегодня. Эчмиадзинский Собор – это один из первых христианских храмов в мире. Обладающий многовековой  историей, Эчмиадзин является местом паломничества христиан со всех уголков планеты. В Эчмиадзине совершались знаменательные для Армении исторические события, здесь были коронованы многие армянские цари, сюда Месроп Маштоц принес созданные им буквы армянского алфавита, отсюда раздавался глас о защите родной земли при нашествии варваров. Эчмиадзинский Собор был построен в 303 году в форме базилики. В 481 году он был перестроен князем Ваганом Мамиконяном. Во время этой реконструкции собору была придана крестообразная форма, увенчанная деревянным куполом. В ходе дальнейших реставраций при Католикосах Комитасе (612-621 гг.) и Нерсесе III Строителе (642-662 гг.) деревянный купол был заменен на каменный. В таком виде центральная часть Собора сохранилась до наших дней. В восточной апсиде Собора расположен Главный алтарь, выполненный из розового мрамора в 1962 году при Католикосе Вазгене I. Над алтарем висит прекрасный образ Пресвятой Богородицы, написанный в 1989 году художником Григором Ханджяном. Нижняя часть алтаря и купол расписаны в 1721 году художником Нагашем Овнатаняном. В 1782- 1786 гг. эти росписи обновил его внук - Овнатан Овнатанян. Еще два алтаря находятся в северной и южной апсидах. Четвертый алтарь в центре Собора - это алтарь Сошествия. Предание сообщает, что именно сюда сошел Господь Иисус Христос в своем явлении Святому Григорию. Эчмиадзинский Собор до сих пор поражает своей красотой, изяществом, великолепной росписью потолков и стен.

В восточной части Собора находится небольшой музей, созданный в 1869 году при Католикосе Геворге IV. В нем находятся складень с частью Ноева Ковчега, Копье, которым римский сотник Лонгин пронзил ребро Христа, частица Животворящего Древа (креста, на котором был распят Иисус), часть Тернового Венца Христа, мощи Григория Просветителя, часть мощей Иоанна Крестителя, мощи апостолов Фаддея и Варфоломея, Петра, Павла, Анании, Евангелиста Луки, Святого Партева, древние рукописные и антикварные книги, а также коллекция живописи, алтарные занавесы, расшитые облачения, митры, нарамники и посохи армянских патриархов. По обе стороны от главного входа в Кафедральный Собор находятся могилы двенадцати армянских Католикосов, которые возглавляли Армянскую Церковь в течение последних 200 лет. Среди них - Нерсес Аштаракеци (1843-1857 гг., в 1827 г. он шел с армянскими войсками в бой во время русско-персидской войны), Геворг IV (1866-1882 гг., он основал Семинарию Геворгян), Мкртич Хримян (1893-1907 гг., он пользовался большой любовью у всего армянского Народа, его называли «Отец Хримян»), Хорен Мурадбекян I (1932-1945 гг., мученик Армянской Церкви в период коммунизма), Геворг Чорекчян VI (1945-1954 гг., в 1945 году он вновь открыл Семинарию Геворгян и возобновил издание журнала «Эчмиадзин»), Вазген I (1955-1994 гг., один из самых любимых армянских Католикосов). 

На  территории Эчмиадзинского Монастыря находится также много крестов-камней («хачкаров»). Святой Григорий Просветитель, везде на местах языческих храмов устанавливал деревянные кресты. Но эти кресты легко разрушались и ломались противниками христианства. Поэтому их стали заменять крестами из камня, а начиная с IX века, их стали высекать на плоских каменных стелах – хачкарах. На территории Эчмиадзинского Монастыря находятся хачкар из Ованаванка 1171 года, хачкар «Всеспаситель» 1279 года,  «крылатый» хачкар из Арцаха XVII века, хачкары XVII века с кладбища старой Джуги и и установленный недавно современный хачкар - жертвам Геноцида 1915 года.

У входа в резиденцию Католикоса возвышаются «ворота Трдата», сооруженные в форме арки. Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Исследователи считают, что на этом месте находился дворец армянских царей. На территории монастырского комплекса расположены здания духовной академии, Синода Армянской церкви, библиотеки. С V века в Эчмиадзине, где уже существовало хранилище древних рукописей иноязычных авторов, стали собирать и первые армянские манускрипты. В течение последующих веков здесь сохранялись труды многих отцов Армянской Церкви, богословов, философов, историков, поэтов, математиков, правоведов, художников, астрономов, медиков, географов, музыкантов… Сегодня библиотека Эчмиадзина является крупнейшей в мире библиотекой армянской манускриптов. В Эчмиадзине в 1771 году, при Католикосе Симеоне Ереванци,  была основана первая типография на территории Армении. Сегодня в типографии Эчмиадзина печатают множество книг и ежемесячный журнал «Эчмиадзин».

В нашем рассказе об истории Армянской Церкви мы не можем обойти молчанием трагическую участь, постигшую жителей Западной Армении вместе с их прекрасными Церквями, построенными на территории Западной Армении с VII до XIX века. Всем известен факт организованного истребления (Геноцида) армянского народа турецким правительством, планомерно осуществленный в конце XIX- начале XX веков. Даже во время чудовищных зверств турок армяне не отказались от христианства. В это тяжелое время, когда ни одна христианская держава не протянула руку помощи Армении, а некоторые европейские державы даже были с Турцией заодно в деле истребления армянского народа, армяне не приняли ислам, несмотря на давление турок. Турки не только физически истребили 2 миллиона армян, но также разрушили 2150 армянских Церквей Западной Армении, разграбив церковное имущество… Турки уничтожили богатейшие библиотеки армянских Монастырей, хранивших тысячи древнейших рукописей, Библии, жития Святых, исторические труды армянских, греческих, римских, сирийских, еврейских ученых, а также труды по философии, естественным наукам, искусству, начиная с древнейших времен до позднего средневековья. Бесспорно, это является значительным ущербом, причиненным турками не только армянскому Народу, но и всей мировой цивилизации.

По данным армянского константинопольского патриарха Магакии Орманяна (1841-1918 гг.) в 1912 году в Западной Армении насчитывалось 2200 Церквей и Монастырей. Не менее 2150 из них были разграблены, сожжены и взорваны турками во время погромов. После Святого Эчмиадзина одним из самых чтимых армянскими верующими мест на территории Армении был Монастырь Святого Карапета (Иоанна Предтечи), основанный Святым Григорием Просветителем и находившийся в северо-западной части Мушской долины.  В этом Монастыре хранились мощи Святого Иоанна Предтечи. Во время церковных праздников сюда приходило 5000 верующих со всех уголков Армении, России и Персии. В 1960 году Монастырь Святого Карапета был расстрелян из артиллерийских орудий в ходе проведенных на его территории «учений» турецкой армии. Ныне на развалинах Монастыря находится курдская деревня, жители которой для построек своих домов использовали прекрасные резные камни и древние хачкары армянского Монастыря Святого Карапета…

Полностью исчезли с лица земли такие уникальные для мировой культуры памятники раннехристианского зодчества, как Церковь Святого Степаноса (VII в.) в Аграке и Церковь Святого Анании  (VII в.)  в Аламане. Был взорван динамитом Собор Святого Ованнеса, возведенный  в VII веке в Багаване, взорваны Кафедральный Собор Ширакавана X века и Церковь Святого Теодороса Х века в Багаране, а Церковь Святых апостолов X века в Карсе и Церковь VII века в Цпни превращены в мечети. В городе Ани турки вырвали все камни из нижних рядов стен у сохранившихся сооружений. Вследствие этого в 1957 году рухнула половина Церкви Спасителя с фресками XI века, а в 1966 году полностью обрушилась уникальная Пастушья Церковь, построенная в  XI веке. Под угрозой окончательного обрушения находится и лишенный купола Анийский Кафедральный Собор – один из шедевров армянского зодчества X века. В 1970 году в провинции Васпуракан Западной Армении был снесен бульдозерами Монастырь Святого Акопа (Иакова) XI века в Капуткохе – с фресками, имеющими большую художественную ценность. В армянском городе Ване (Тушпе) - одном из крупнейших армянских исторических центров - уничтожены все пять армянских Церквей, и превращена в пустыню армянская часть города, которую до этого назвали «Айгестан», то есть «город садов». Турки варварски разорили армянский Монастырь Вараг X века. Сохранившаяся часть монастырских помещений ныне используется курдами как склад и хлев. В конце XX века турки полностью уничтожили крупный просветительский и религиозный центр средневековой Армении -  Монастырь Нарек X века, в котором жил, работал и был похоронен Святой Армянской Церкви, величайший армянский поэт Григор Нарекаци (951-1003 гг.).  

Григор Нарекаци - автор одного из лучших толкований «Песни Песней» (977 г.) и многочисленных поэтических произведений, в числе которых «Панегирик Святым апостолам». Наиболее известным произведением Григора Нарекаци является «Книга скорбных песнопений» («Մատյան ողբերգության» - по армянски), - это молитва, которая поражает своей глубиной и пробуждает в человеке любовь к Истине, к Богу, заставляя человека осознать весь свой пройденный путь с его ошибками, что и является причиной того, что эта книга-молитва с древнейших времен известна нам как врачеватель душевных и физических болезней человека. И в наше время «Книга скорбных песнопений» продолжает использоваться как лекарство от всевозможных недугов. «Книга скорбных песнопений» переведена на многие языки мира…

Даже краткий перечень 2150 Церквей Армении, уничтоженных турками во время Геноцида армян 1915 года, может занять тысячи страниц… Уничтожение армянских Церквей продолжается турецким правительством и сегодня. По данным исследователей, в начале XX века знаменитый монастырский комплекс Хцконк IX-XI веков, расположенный к юго-востоку от Карса, являвшийся одним из шедевров армянской ансамблевой архитектуры, состоял из пяти чудесных Церквей. После Геноцида 1915 года территория Монастыря была закрыта для посетителей до 1960 года. Когда исследователи вернулись в Хцконк, там осталась только одна Церковь Святого Саргиса, выдержавшая взрыв. Она имеет проломы по всему периметру внешних стен и может обрушиться в любой момент. А другие четыре Церкви - Святой Богородицы, Святого Степаноса, Святого Просветителя и Святого Карапета - уничтожены полностью. Во второй половине XX века при создании водохранилища на восточной стороне Евфрата были затоплены армянские Церкви Святой Богородицы X века и Святого Ованнеса (Иоанна) X века в Тиле и Церковь XIII века в Бердаке.  

Исчез также и Монастырь Святых Апостолов (Сурб Аракелоц) в Муше, называемый также «Таргманчац» (Святых Переводчиков), так как здесь были погребены многие из переводчиков Святого Писания. Здесь находятся могилы историка V века Мовсеса Хоренаци, Степаноса Таронского (Асохик), Погоса Таронского, философа VI века Давида Непобедимого, армянских князей и многих других армянских деятелей. Этот Монастырь известен также тем, как в 1901 году в этом Монастыре великий армянский полководец Андраник Озанян с армянскими храбрецами героически сражался против турок. Во время Геноцида священники Монастыря Святых Апостолов  во главе с 86-летним игуменом Ованнесом были вырезаны турками. Сокровищница Монастыря была разграблена, библиотека уничтожена. Из 122 рукописей Монастыря Сурб Аракелоц чудом уцелела лишь одна – жемчужина библиотеки - Торжественник, созданный в 1202 году искусными армянскими мастерами Варданом и Степаносом на листах пергамента размером 70х55 см. Торжественник содержит проповеди, послания, толкования, жития Святых, каноны Армянской Церкви. В 1915 году, когда в Монастырь Сурб Аракелоц вломились турецкие погромщики, они разорвали Мушский Торжественник на части… В 1916 году, во время наступления русской армии на Кавказском фронте, огромные листы Мушского Торжественника были брошены мародерами в Битлисе. К счастью, позже части этого Торжественника попали в ереванский Матенардаран имени Святого Месропа Маштоца, где хранятся и поныне.

Многие дорогостоящие предметы, принадлежащие армянам и армянским Церквям, турки присвоили себе. Многие предметы армянских мастеров ныне выставлены в турецких музеях как турецкое творчество.

Однако, несмотря на все перипетии судьбы, несмотря на постоянные неправомерные посягательства различных стран на армянские земли, народное имущество, религию, культуру, армянский Народ и армянская Церковь продолжают жить и процветать вместе, нераздельно друг с другом. Везде, где бы ни жили армяне, будь то США, Европа или Россия, они строят Церкви, чтобы каждое воскресенье в память о Господе нашем Иисусе Христе причащаться его Святым Телом и Кровью. Это продолжается уже 2000 лет и будет продолжаться всегда…