Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Геноцид армян

Геноцид армян в Турции 1894-1923 гг.

Геноцид – это целенаправленное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы людей. В годы Геноцида армян в Турции (1894-1923 гг.) Армянская Апостольская Церковь была рядом с армянским народом и разделяла его трагичную судьбу. В числе двух миллионов жертв Геноцида армян, были также сотни священников.

Турецкое правительство боялось армянского населения, которое было коренным населением Западной Армении (Восточной Турции) и испокон веков трудилось и процветало на своей родной земле. На своей родной земле армяне занимались производством, искусством и литературой, книгопечатанием, юриспруденцией, торговлей. Армяне имели множество  школ, училищ, больниц, типографий, мануфактур, Церквей и Монастырей.  В попытке решить «армянский вопрос», турецкое правительство приложило все усилия для полного уничтожения армянского населения. Даже во время чудовищных зверств турок армяне не отказались от христианства. В это тяжелое время, когда ни одна христианская держава не протянула руку помощи Армении, а некоторые европейские державы (Германия)  даже были с Турцией заодно в деле истребления армянского народа, армяне не приняли ислам, несмотря на давление угрозы смерти.

Многочисленные документы, статьи и фотографии, сохранившиеся в архивах Армении, Германии, Норвегии, Австрии, США, Великобритании, Ватикана, России, Франции и множества других стран, свидетельствуют о массовых зверских преступлениях, совершаемых турками в отношении армян.

В книге сотрудника ряда немецких газет Генриха Фирбюхера «Армения, 1915», изданной в 1930 году в Германии, опубликован секретный приказ министра внутренних дел Турции Талаата-паши, направленный 15 сентября 1915 года в префектуру Алеппо: «Вам уже сообщалось о том, что по указанию Джемиета было решено полностью уничтожить проживающих в Турции армян. Те, кто выступит против этого решения, не могут оставаться на официальных постах. Как бы жестоки ни были принятые меры, должен быть положен конец существованию армян. Не обращайте никакого внимания ни на женщин, ни на детей и больных, ни на угрызения совести». 

                                       Жертвы Геноцида армян в Турции

В годы Первой мировой войны в турецкой армии служило около 12000 немецких солдат и более 800 офицеров. Одним из них был офицер санитарной службы Армин Теофил Вегнер. Будучи очевидцем Геноцида армян, Вегнер отснял сто диапозитивов, засвидетельствовавших страдания армян, депортированных в пустыни Месопотамии. Документальными свидетельствами служат также письма, отправленные Вегнером родственникам в Германию.  Некоторые из этих писем были опубликованы в 1916 году в немецких газетах, после чего Вегнер был арестован в Константинополе и выслан в Германию. В 1919 году письма Армина Вегнера были изданы в Берлине отдельной книгой под названием «Дорога в никуда». В том же году Вегнер выступил с лекциями в городах Германии, где демонстрировал отснятые им диапозитивы. Армин Вегнер написал «Открытое письмо президенту США Вудро Вильсону», добиваясь наказания всех виновников Геноцида: « Армяне стали жертвами этой войны. Когда турецкое правительство весной 1915 года приступило к реализации своего чудовищного плана уничтожения двух миллионов армян… никто не помешал мрачным тиранам Турции в осуществлении тех мучительных истязаний, которые могут сравниться лишь с действиями обезумевшего преступника. Так они погнали целый народ: мужчин и женщин, стариков и детей, беременных женщин и грудных младенцев в пустыни Аравии с единственной целью обречь всех на голодную смерть… Из родных мест, где армяне жили более двух тысяч лет… турки стали днем и ночью гнать к смерти полунагих людей, поднятых прямо с постели; разграбили их дома, предали огню их села, разрушили или превратили в мечети их церкви, угнали весь скот, захватили все повозки; они вырывали кусок хлеба из рук своих жертв, снимали с них одежду, срывали украшения. Должностные лица, офицеры, солдаты, кочевники соперничали друг с другом в кровавых оргиях: силой вытаскивали из приютов молодых девушек-сирот для удовлетворения своей животной похоти, били дубинками беременных женщин и умирающих, которые с трудом волочили ноги до тех пор, пока они не падали замертво, превращая дорожную пыль в кровавое месиво… Караваны армян, состоящие вначале высылки из своей родины, Западной Армении, из тысяч людей, в момент прибытия в окрестности Алеппо насчитывали всего лишь несколько сотен, в то время как поля были покрыты опухшими, почерневшими трупами… Даже у ворот Алеппо высланным не дали передохнуть; исходя из непостижимых, необоснованных соображений, эти предельно поредевшие группы людей, босых, изнуренных и обессиленных от лихорадки и других болезней, перегоняли за сотни миль под палящими лучами солнца через каменистые ущелья и непроходимые холмы к полутропическим болотам - в объятия смерти. Здесь они и находили свой конец – убитые и ограбленные курдами и жандармами: расстрелянные, повешенные, отравленные, удушенные, заколотые кинжалом, погибшие от жажды и холода, скошенные эпидемиями, утопленные, замерзшие, оставленные на съедение шакалам… Но все это лишь незначительная часть того, что я видел сам, что мне рассказывали мои знакомые и путешественники и что я слышал из уст самих высланных». 

В 1927 году в Норвегии была издана книга всемирно известного полярного исследователя, национального героя Норвегии, лауреата Нобелевской премии мира, комиссара Лиги Наций Фритьофа Нансена под названием «Обманутый народ». В этой книге Нансен пишет: «Прошло всего несколько дней после того, как армяне Вана были вынуждены начать само­оборону от бешеного нападения турок, когда Талаат-бей в ночь на 25 апреля неожиданно арестовал всех известных армян Константинополя - депутатов, учителей, врачей, юристов, редакторов газет и священников. На следую­щую ночь произошли новые аресты. В общей сложности около 600 человек были сосланы в Малую Азию без суда и следствия. Талаат-паша объявил это лишь временной, предупредитель­ной мерой, поскольку некоторые из арестован­ных могли быть опасными, и обещал, что боль­шая часть из них вскоре будет освобождена. Вернулись всего восемь человек. Остальные исчезли. Так те, кто был в силах защитить инте­ресы армянского народа, были без хлопот уб­раны со «сцены». После этого турки перешли к завершению своего «блистательного» плана истребления армян, своего, как они считали, «важного военного мероприятия»… В июне 1915 года, начались ужасы, не имевшие равных в истории. Всех армян -христиан из сел и горо­дов Киликии, Анатолии и Междуречья выгнали на дорогу смерти. Район за районом методич­но очищали от армян, независимо от того, на­ходились они близко или за сотни километров от театра военных действий... В некоторых ме­стах вали и турецкая администрация посчита­ли перемещение излишним и, не затрудняя се­бя, просто уничтожали армян — например, в Нисибе (1 июля), Битлисе (1 июля), Муше (10 июля), Малатии (15 июля), Урфе (19 августа и 16 октября), Джизерке (2 сентября), Тигранакерте, Мидмате и других... Длинный ряд документальных сведений о беспощадной жестоко­сти с абсолютной ясностью показывает, что все они делались по единому плану, выдвину­тому главарями младотурок и их комитетом. Подлый метод отрицания, к которому турки последовательно прибегали для опровержения обвинений в зверствах и в их преднамеренно­сти и запланированности, не спасает их от ра­зоблачения... 15 октября 1915 года Талаат-бей сообщил немецкому послу: «Армянского во­проса больше не существует». Его заявление вполне соответствовало истине, поскольку почти все «перемещение» к этому моменту уже было осуществлено... Выживших собирали в концентрационные лагеря на краю арабских пустынь, не давая им пищи и какой-либо воз­можности заработать на существование. В ян­варе 1916 года в пустыню было отправлено 5000—6000 армян из Айнтапа, в апреле 14 000 переселенцев были истреблены в лагере Рас- ул-Аин. По приказу каймагама каждый день по 300—500 человек уводили за 10 километров от лагеря и убивали на берегу реки, сбрасывая трупы в воду. На берегу Евфрата ниже Алеппо, в Мессене, где армяне гибли от голода в одном из крупных концентрационных лагерей, по данным турок, были похоронены 55000 человек. По подсчетам, в течение 1915 года в мест­ность Дейр-эз-Зор на берегу Евфрата было отправлено 60000 переселенцев; большая часть их исчезла. 15 апреля 1916 года в Мосул четырьмя группами были отправлены 19000 ар­мян. Дорога на протяжении 300 километров лежала через пустыню. 22 мая до Мосула до­шли всего 2500 человек. По дороге нескольких женщин и девочек продали бедуинам, осталь­ные умерли от голода и жажды. В июле 1916 го­да 2000 человек были отправлены в Дейр-эз- Зор. По свидетельству одного немецкого офицера, через восемь недель в живых из них остались только несколько человек... Не удо­вольствовавшись изгнанием и истреблением огромных масс народа, турецкое правительст­во захватило все имущество анатолийских ар­мян, которое оценивалось в сотни миллионов фунтов стерлингов».

                                               Жертвы Геноцида армян в Турции

Жестокие убийства, совершаемые турками и курдами, сопровождались осквернением и разрушением армянских Церквей. Были разграблены церковные ризницы, изъята утварь, уничтожены церковные типографии, школы, приюты, больницы… Турки уничтожили также богатейшие библиотеки армянских Монастырей, хранивших тысячи древнейших рукописей, Библии, жития Святых, исторические труды армянских, греческих, римских, сирийских, еврейских ученых, а также труды по философии, естественным наукам, искусству, начиная с древнейших времен до позднего средневековья. Это является значительным ущербом, причиненным турками не только армянскому Народу, но и всей мировой цивилизации. Только в Мушской долине было уничтожено от двух до трех тысяч армянских рукописных книг. Десятки тысяч памятников письменной культуры армян были сожжены, растерзаны и расхищены турецкими вандалами в Западной Армении, Киликии и других населенных армянами областях Турции во время Геноцида армян.

Многие дорогостоящие предметы, принадлежащие армянам и армянским Церквям, турки присвоили себе. Многие предметы армянского искусства ныне выставлены в турецких музеях как турецкое творчество. В музее современного города Вана, который был армянской столицей в X-XI веках, можно увидеть великолепные армянские шерстяные ковры, серебряные пояса, ювелирные изделия и посуду армян Вана, которые преподносятся как творчество турок. То же самое происходит и в музее Карса и повсеместно в Турции. Турция и сегодня прилагает все усилия, чтобы стереть факты, свидетельствующие о том, что территория Западной Армении испокон веков принадлежала армянам, и армяне до сих пор являются истинными владельцами этих земель.

По данным армянского константинопольского патриарха Магакии Орманяна (1841-1918 гг.) в 1912 году в Западной Армении насчитывалось 2200 Церквей и Монастырей. Не менее 2150 из них были разграблены, сожжены и взорваны турками во время погромов. После Святого Эчмиадзина одним из самых чтимых армянскими верующими мест на территории Армении был Монастырь Святого Карапета (Иоанна Предтечи), основанный Святым Григорием Просветителем и находившийся в северо-западной части Мушской долины.  В этом Монастыре хранились мощи Святого Иоанна Предтечи. Во время церковных праздников сюда приходило 5000 верующих со всех уголков Армении, России и Персии. В 1960 году Монастырь Святого Карапета был расстрелян из артиллерийских орудий в ходе проведенных на его территории «учений» турецкой армии. Ныне на развалинах Монастыря находится курдская деревня, жители которой для построек своих домов использовали прекрасные резные камни и древние хачкары армянского Монастыря Святого Карапета…

Полностью исчезли с лица земли такие уникальные для мировой культуры памятники раннехристианского зодчества, как Церковь Святого Степаноса (VII в.) в Аграке и Церковь Святого Анании  (VII в.)  в Аламане. Был взорван динамитом Собор Святого Ованнеса, возведенный  в VII веке в Багаване, взорваны Кафедральный Собор Ширакавана X века и Церковь Святого Теодороса Х века в Багаране, а Церковь Святых апостолов X века в Карсе и Церковь VII века в Цпни превращены в мечети. В городе Ани турки вырвали все камни из нижних рядов стен у сохранившихся сооружений. Вследствие этого в 1957 году рухнула половина Церкви Спасителя с фресками XI века, а в 1966 году полностью обрушилась уникальная Пастушья Церковь, построенная в  XI веке. Под угрозой окончательного обрушения находится и лишенный купола Анийский Кафедральный Собор – один из шедевров армянского зодчества X века. В 1970 году в провинции Васпуракан Западной Армении был снесен бульдозерами Монастырь Святого Акопа (Иакова) XI века в Капуткохе – с фресками, имеющими большую художественную ценность. В армянском городе Ване (Тушпе) - одном из крупнейших армянских исторических центров - уничтожены все пять армянских Церквей, и превращена в пустыню армянская часть города, которую до этого назвали «Айгестан», то есть «город садов». Турки варварски разорили армянский Монастырь Вараг X века. Сохранившаяся часть монастырских помещений ныне используется курдами как склад и хлев. В конце XX века турки полностью уничтожили крупный просветительский и религиозный центр средневековой Армении -  Монастырь Нарек X века, в котором жил, работал и был похоронен Святой Армянской Церкви, величайший армянский поэт Григор Нарекаци (951-1003 гг.).  

Даже краткий перечень 2150 Церквей Армении, уничтоженных турками во время Геноцида армян 1915 года, может занять тысячи страниц… Уничтожение армянских Церквей продолжается турецким правительством и сегодня. По данным исследователей, в начале XX века знаменитый монастырский комплекс Хцконк IX-XI веков, расположенный к юго-востоку от Карса, являвшийся одним из шедевров армянской ансамблевой архитектуры, состоял из пяти чудесных Церквей. После Геноцида 1915 года территория Монастыря была закрыта для посетителей до 1960 года. Когда исследователи вернулись в Хцконк, там осталась только одна Церковь Святого Саргиса, выдержавшая взрыв. Она имеет проломы по всему периметру внешних стен и может обрушиться в любой момент. А другие четыре Церкви - Святой Богородицы, Святого Степаноса, Святого Просветителя и Святого Карапета - уничтожены полностью. Во второй половине XX века при создании водохранилища на восточной стороне Евфрата были затоплены армянские Церкви Святой Богородицы X века и Святого Ованнеса (Иоанна) X века в Тиле и Церковь XIII века в Бердаке.  

Исчез также и Монастырь Святых Апостолов (Сурб Аракелоц) в Муше, называемый также «Таргманчац» (Святых Переводчиков), так как здесь были погребены многие из переводчиков Святого Писания. Здесь находятся могилы историка V века Мовсеса Хоренаци, Степаноса Таронского (Асохик), Погоса Таронского, философа VI века Давида Непобедимого, армянских князей и многих других армянских деятелей. Этот Монастырь известен также тем, как в 1901 году в этом Монастыре великий армянский полководец Андраник Озанян с армянскими храбрецами героически сражался против турок. Во время Геноцида священники Монастыря Святых Апостолов  во главе с 86-летним игуменом Ованнесом были вырезаны турками. Сокровищница Монастыря была разграблена, библиотека уничтожена. Из 122 рукописей Монастыря Сурб Аракелоц чудом уцелела лишь одна – жемчужина библиотеки - Торжественник, созданный в 1202 году искусными армянскими мастерами Варданом и Степаносом на листах пергамента размером 70х55 см. Торжественник содержит проповеди, послания, толкования, жития Святых, каноны Армянской Церкви. В 1915 году, когда в Монастырь Сурб Аракелоц вломились турецкие погромщики, они разорвали Мушский Торжественник на части… В 1916 году, во время наступления русской армии на Кавказском фронте, огромные листы Мушского Торжественника были брошены мародерами в Битлисе. К счастью, позже части этого Торжественника попали в ереванский Матенардаран имени Святого Месропа Маштоца, где хранятся и поныне.

Со времен гонений и Геноцида армян в Турции, прошло уже более 100 лет, но ничто не забыто. И хотя  руководители Турции боятся посмотреть правде в глаза, рано или поздно туркам придется ответить за свои ошибки - вернуть армянам их исконные земли и возместить нанесенный ущерб в полном объеме.

Армянский народ выжил и продолжает созидать. На территории Армении и за ее пределами армяне живут, сохраняя родной язык и родную культуру, оставаясь преданными своей истинной вере - христианству - и строя красивейшие Церкви во всех уголках земного шара.