Кафедральный Собор Эчмиадзина
Кафедральный Собор Эчмиадзина, Армения
Эчмиадзинский Собор – это один из первых христианских и один из важнейших храмов в мире.
Однажды, как повествует нам Агатангелос в "Истории Армении", Григория Просветителя посещает видение: Сам Христос спускается с неба и золотым молотом отмечает место, где в окрестностях столицы Вагаршапат Григория должен построить Церковь. Так возникает Эчмиадзин, что по-армянски означает «сошествие Единородного Сына» («Իջավ Միածին Որդին»). На развалинах языческого храма была возведена Церковь, строительство которой завершилось в 303 г. В настоящее время Святой Первопрестольный Эчмиадзин является духовным центром Армянской Апостольской Церкви.
Обладающий многовековой историей, Эчмиадзин является местом паломничества христиан со всех уголков планеты. В Эчмиадзине совершались знаменательные для Армении исторические события, здесь были коронованы многие армянские цари, сюда Месроп Маштоц принес созданные им буквы армянского алфавита, отсюда раздавался глас о защите родной земли при нашествии варваров. Эчмиадзинский Собор был построен в 303 году в форме базилики. В 481 году он был перестроен князем Ваганом Мамиконяном. Во время этой реконструкции собору была придана крестообразная форма, увенчанная деревянным куполом. В ходе дальнейших реставраций при Католикосах Комитасе (612-621 гг.) и Нерсесе III Строителе (642-662 гг.) деревянный купол был заменен на каменный. В таком виде центральная часть Собора сохранилась до наших дней. В восточной апсиде Собора расположен Главный алтарь, выполненный из розового мрамора в 1962 году при Католикосе Вазгене I. Над алтарем висит прекрасный образ Пресвятой Богородицы, написанный в 1989 году художником Григором Ханджяном. Нижняя часть алтаря и купол расписаны в 1721 году художником Нагашем Овнатаняном. В 1782- 1786 гг. эти росписи обновил его внук - Овнатан Овнатанян. Еще два алтаря находятся в северной и южной апсидах. Четвертый алтарь в центре Собора - это алтарь Сошествия. Предание сообщает, что именно сюда сошел Господь Иисус Христос в своем явлении Святому Григорию. Эчмиадзинский Собор до сих пор поражает своей красотой, изяществом, великолепной росписью потолков и стен.
В восточной части Собора находится небольшой музей, созданный в 1869 году при Католикосе Геворге IV. В нем находятся складень с частью Ноева Ковчега, Копье, которым римский сотник Лонгин пронзил ребро Христа, частица Животворящего Древа (креста, на котором был распят Иисус), часть Тернового Венца Христа, мощи Григория Просветителя, часть мощей Иоанна Крестителя, мощи апостолов Фаддея и Варфоломея, Петра, Павла, Анании, Евангелиста Луки, Святого Партева, древние рукописные и антикварные книги, а также коллекция живописи, алтарные занавесы, расшитые облачения, митры, нарамники и посохи армянских патриархов. По обе стороны от главного входа в Кафедральный Собор находятся могилы двенадцати армянских Католикосов, которые возглавляли Армянскую Церковь в течение последних 200 лет. Среди них - Нерсес Аштаракеци (1843-1857 гг., в 1827 г. он шел с армянскими войсками в бой во время русско-персидской войны), Геворг IV (1866-1882 гг., он основал Семинарию Геворгян), Мкртич Хримян (1893-1907 гг., он пользовался большой любовью у всего армянского Народа, его называли «Отец Хримян»), Хорен Мурадбекян I (1932-1945 гг., мученик Армянской Церкви в период коммунизма), Геворг Чорекчян VI (1945-1954 гг., в 1945 году он вновь открыл Семинарию Геворгян и возобновил издание журнала «Эчмиадзин»), Вазген I (1955-1994 гг., один из самых любимых армянских Католикосов).
На территории Эчмиадзинского Монастыря находится также много крестов-камней («хачкаров»). Святой Григорий Просветитель, везде на местах языческих храмов устанавливал деревянные кресты. Но эти кресты легко разрушались и ломались противниками христианства. Поэтому их стали заменять крестами из камня, а начиная с IX века, их стали высекать на плоских каменных стелах – хачкарах. На территории Эчмиадзинского Монастыря находятся хачкар из Ованаванка 1171 года, хачкар «Всеспаситель» 1279 года, «крылатый» хачкар из Арцаха XVII века, хачкары XVII века с кладбища старой Джуги и и установленный недавно современный хачкар - жертвам Геноцида 1915 года.
У входа в резиденцию Католикоса возвышаются «ворота Трдата», сооруженные в форме арки. Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Исследователи считают, что на этом месте находился дворец армянских царей. На территории монастырского комплекса расположены здания духовной академии, Синода Армянской церкви, библиотеки. С V века в Эчмиадзине, где уже существовало хранилище древних рукописей иноязычных авторов, стали собирать и первые армянские манускрипты. В течение последующих веков здесь сохранялись труды многих отцов Армянской Церкви, богословов, философов, историков, поэтов, математиков, правоведов, художников, астрономов, медиков, географов, музыкантов… Сегодня библиотека Эчмиадзина является крупнейшей в мире библиотекой армянской манускриптов. В Эчмиадзине в 1771 году, при Католикосе Симеоне Ереванци, была основана первая типография на территории Армении. Сегодня в типографии Эчмиадзина печатают множество книг и ежемесячный журнал «Эчмиадзин».