Монастырь Кечарис
Монастырь Кечарис, г. Цахкадзор, Котайк, Армения
Строительство красивейшего монастырского комплекса Кечарис было начато в XI веке благодаря армянскому княжескому роду Пахлавуни. Однако строительство было прервано на два столетия и вновь возобновлено в начале XIII века благодаря усилиям князей армянского рода Хагбакян-Прошян. Первая церковь монастырского комплекса была построена в 995-1003 гг. Это главная церковь монастырского комплекса, она была построена в честь Святого Григория Просветителя (Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ Եկեղեցի). Эта церковь была построена сыном князя Гасана, Григором-Апиратом Магистросом.
Другим Григором Магистросом (сыном Васака), известным ученым и философом, в 1051 году была построена другая церковь этого чудесного комплекса- Церковь Святого Знамения (Սուրբ Նշան Եկեղեցի). Она была отреставрирована в 1223 году князем Ваче Вачутяном.
Третья церковь комплекса- Святой Катогике (Սուրբ Կաթողիկե Եկեղեցի) - была основана князем Васаком Хагбакян (родоначальником княжеского дома Прошян). Над входом в церковь указано также имя князя Иванэ Атабека Закаряна, который был одним из руководителей армяно-грузинской армии, которая освободила Армению от владычества турок-сельджуков. Строительство этой церкви было завершено в 1214 году.
В 1220 году супругами Гасаном и Рузукан была построена церковь Святого Воскресения (Սուրբ Հարություն Եկեղեցի). Эта церковь находится на территории старого кладбища.
После разрушения монголами, в 1248 году монастырь был восстановлен усилиями Арцахского князя Гасана Хаченци Джалала Долу.
На территории монастырского комплекса находятся также могилы князя Проша (после него род Хагбакян стал называться «Прошян») и архитектора Вецика, который вместе со своими братьями возводил церковные сооружения Кечариса.
В средние века монастырь Кечарис был крупным духовно-образовательным центром. Одним из наиболее видных педагогов монастыря Кечарис был сын Васака Пахлавуни - Григор Магистрос (около 990-1058 гг.), который не был священником, но был выдающимся богословом и философом, поэтом, математиком. Он также преподавал своим ученикам риторику, грамматику, астрономию. Он внес значительный вклад в систему образования своей эпохи. Монастырь Кечарис имел связи с Гладзорским и Татевским университетами и с Монастырем Санаин. Он также преподавал в образовательном центре в Бжни, который стал называться «академией Магистроса». В этом учреждении преподавало в то время около 500 педагогов. Григор Магистрос Пахлавуни известен как руководитель движения, борющегося с ересью тондракийцев. Большая часть трудов этого талантливого человека и общественного деятеля дошла до нас благодаря «Письмам Григора Магистроса». Его могила находится на территории монастыря Кечарис. Сын Григора Магистроса был рукоположен в сан армянского католикоса. В этот же период появился сан «Католикоса Всех Армян», означающий главу Армянской Апостольской Церкви, которому подчиняются все армянские католикосы и патриархи.
Другим видным деятелем монастыря Кечарис был архимандрит Хачатур Кечареци (около 1260-1331 гг.). Он известен как поэт, писатель, миниатюрист и педагог, который также тесно сотрудничал с Гладзорским и Татевским университетами. В армянской поэзии он дал начало аллегорическому жанру «розы и соловья». Архимандрит Хачатур Кечареци активно боролся против стремлений католических унионистов, пытавшихся навязать Армянской Апостольской Церкви подчинение Риму.