Монастырь Макараванк
Монастырь Макараванк, Тавушская область, Армения
Живописный монастырский комплекс Макараванк находится в Тавушском районе, на склоне горы Пайтап. Вместе с замком Маканаберд он представляет собой один из самых значительных памятников зодчества средневековой Армении. Ранее рядом с Макараванком располагались обширные поселения. Происхождение названия монастыря точно неизвестно. Есть предположение, что название связано с именем пустынника Святого Макара. Название «Макараванк» только единожды упоминается в летописях монастыря. Первое письменное свидетельство о Макараванке сохранилось в «Айсмавурке», в котором написано, что в 1167 году в монастыре была многочисленная монашеская братия. Вторая памятная запись, касающаяся монастыря, принадлежит Киракосу Гандзакеци (жил в 1200-1271 гг.). В ней указано, что примерно в 1196 году княжна Арзу, супруга князя Вахтанга, со своими дочерьми сшила красивую, багато украшенную занавесь, с изображенными на ней Спасителем и святыми, для Макараванка (а также для Гошаванка, Ахпата и Дадиванка).
Самая старая церковь монастырского комплекса была построена в IX-X веках. Она представляет собой крестообразное сооружение, которое перестраивалось несколько раз. Алтарь церкви украшен изящнейшими растительными и геометрическими орнаментами. Купол старой церкви был отреставрирован в XIII веке.
Маленькая церковь комплекса, посвященная святой Богородице, была построена в 1198 году настоятелем монастыря Макараванк, Ованнесом I, в память о своих родителях и брате. Это внешне восьмигранное, в интерьере - крестовидное здание. В основании церковь круглая. Окна церкви украшены богато отделанными наличниками, а стены – барельефами с изображениями птиц и львов, поединка орла и дракона. Эта церковь похожа на уменьшенную копию церкви Абугамрец в г. Ани.
Главная церковь Макараванка была построена в 1205 г., во время правления царицы Тамары, когда настоятелем монастыря был Ованнес I. Построил ее Вардан, сын князя Базаза, в память о своих четырех братьях. В деле строительства церкви ему помогли князья Закарян и Арцруни (Маканаберд). Главная церковь представляет собой в интерьере крестообразное здание, размером 13,5х9,5 метра. Здание церкви построено из камней светлой и темной охры. Справа и слева от алтаря располагаются ризницы. Алтарь церкви находится выше, чем обычно. Он невероятно красиво украшен рельефами и является одним из шедевров армянского средневекового искусства. На камнях алтаря вырезаны восьмиконечные звезды, букеты растений с вплетенными в них животными, птицами и рыбами. Здесь также изображение человека в лодке и мужская фигура со строительными инструментами в руках и надписью у ее ног - вероятно, автографом резчика. На внешней стене церкви хорошо сохранились солнечные часы, а снизу - фигура голубя. Здесь же располагается скульптурный портрет архитектора Еритасарда.
Двухэтажный притвор, соединявший старую и главную церкви, был построен в 1207 или 1224 гг. Интерьер притвора очень богато украшен тонким орнаментом.
Дата постройки «ншхаратуна» (буквально – «здание для выпечки просфоры») точно неизвестна. В одном из его углов сохранилась ниша с камином. По некоторым данным оно было построено в X веке, по другим данным – в XVII веке. Во время реставрации монастырского комплекса это небольшое здание не было отреставрировано.
Колокольня монастырского комплекса не сохранилась. Возможно, строительство колокольни не было завершено.
У ворот Макараванка по древним трубам до сих пор течет родниковая вода.
До нас дошли имена настоятелей монастыря- Ованнес I (служил примерно до 1215 года), Давид II (примерно 1215-1250 гг.), Ованнес II (1250-1276 гг.). У монастыря были настоятели вплоть до 1881 года. Последним настоятелем Макараванка был архимандрит Григор, по прозвищу «праведный Давид».
Известно, что большое пожертвование монастырю сделал князь Ваче II Амбердци Вачутян в 1215-1217 гг. В основном за счет этого пожертвования был построен притвор Макараванка. Это также свидетельствует о том, что в свое время Макараванк был известынм монастырским комплексом. Также есть свидетельство о том, что архимандрит Григор, сын князя (ишхана) Абаса, который был одним из виднейших духовных и научных деятелей Санаина и Аричаванка, подарил братии монастыря книги, пополнив библиотеку Макараванка.
К счастью, Макараванк довольно хорошо сохранился, в нем часто служат Литургию армянские священники.