Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Степанос Сюнеци

Стапанос Сюнеци (680-735 гг.)

История блаженнейшего, святого и прославленного митрополита сюникского Степаноса, изложенная владыкой Мхитаром, епископом святой айриванкской обители

По великой милости Божьей и безмерному его человеколюбию мы взялись за изложение исто­рии преосвященного митрополита святого Степаноса, епископа Сюникского, и подарили ее святой и божественной обители Танаатской, святым бра­тьям сего монастыря. Всех их прошу я помолиться об отпущении грехов моих, за мое преступление и дерзость, за что и вас да удостоит Господь, щедрый на даяния, прощения и милости.

В 180 году армянского летосчисления (731 г.), когда католикосом был владыка Давид Арамонеци, занявший патриарший трон после Иоанна Одзнеци, греческий император Лев и патриарх Флавиан с горячей мольбой (обратились к Господу) и с помощью спасительного креста Христова разбили в море могущественные войска тачиков амирмома, поведав о славе Божьей и его могу­ществе. После них власть захватил Шала-хешм, который восстановил врата Александра, разру­шенные Сулейманом, во дни (правления) которо­го в Армению прибыл Херд и произвел перепись населения. И был страшный голод в стране Ар­мянской и мор, и нечестивый перс Бабан уничто­жил в Гехаркуни 15 тысяч человек и сжег святой монастырь Макенеац, являвшийся кафедрой сюникских епископов. Не было в те дни ишханов армянских, ибо главные армянские ишханы были сожжены, 800 (человек) в городе Нахичеване и 400 (человек) в селении Храм.

Святой Степанос появился в то время в городе Двине, что по-персидски означает «холм», постро­енном царем армянским Хосровом, сыном великого Трдата. Святой Степанос, будучи сыном про­тоиерея города, был отдан в святой монастырь Макенеац в ученики к великому отцу Согомону, составившему Тонакан (Торжественник). Затем, в 701 г., он стал учеником владыки Мовсеса Сюнеци.

Был у него и сотоварищ, священник из того же города, некий Григор из святого монастыря Айриванк, построенного св. Григорием в начале ущелья, у городка Гарни. Оба oни были избран­ными и чудесными, преуспевали в постижении книг и музыкальном искусстве. Сговорившись, они отправились к философам в Афины, изучили всю философскую науку внешних мудрецов и по­стигли тексты Св. писания и толкователей. Оттуда они прибыли в царский престольный город Кон­стантинополь, который основал Александр Маке­донский, а через 70 лет расширил император Константин. Там они нашли сочинения Дионисия Ареопагита, написанные им по повелению апо­стола Павла, и начало Богословия Иеретеоса. И с превеликой охотой перевели их с греческого на армянский язык. И поскольку смысл произве­дений был труднопостижимым, святой Степанос, по данной ему свыше мудрости, написал к ним толкования, которые имеются по сей день. Нашли они в том городе и многомудрые сочинения Гри­гория Нисского о природе и строении человека и их также перевели (на армянский язык). И дол­гое время оставаясь в царскопрестольном граде, они познакомились со многими, в том числе с са­мим патриархом Германом. В день же праздника Рождества и Богоявления в великой церкви св. Софии, что значит «мудрость», которая была по­строена Константином Великим, а затем роскош­но обустроена императором Юстинианом в начале армянского летосчисления, (греки), увидев их в церкви, стали принуждать к причащению согла­сно своему вероисповеданию. Однако те отказа­лись, говоря, что без повеления нашего патриар­ха мы не можем причаститься с вами. (Греки), услышав это, оставили их в покое.

Затем, однако, они написали послание армя­нам, которое начиналось (словами) «Христос— наш мир»; в нем темным и сложным риторическим слогом говорилось о двух естествах и их от­дельных проявлениях. Запечатав письмо, (ромеи) с ними послали его в Армению, надеясь пере­убедить и уговорить армян принять греческое вероисповедание.

Прибыв в нашу страну, они увидели ее притес­ненной и осажденной со всех сторон хазарами, тачиками и греками. Святой Степанос, видя, что великий философ Иоанн Одзнеци оставил патри­арший трон и ведет отшельническую жизнь, а владыка Давид еще не вступил на престол и что никому нет дела до послания, привезенного им от ромеев, отправился в Двин и засел за ответ на «Мир Христов». Своей мудростью и знанием, сло­во за словом развеяв их вздорные россказни, он послал (ответ в Константинополь). Услышав о (его послании), они озверели сердцем, ибо вся их премудрость была развеяна.

Святой же, найдя свободное время, стал пи­сать трактаты и множество толкований на труднопостижимые cлова евангелистов, к писаниям Ио­ва и пророчеств Иезекииля, а также относитель­но постов, установленных апостолами и патриар­хами, создал тараканы и множество гимнов.

А его сотоварищ священник Григор, по прозви­щу Грзик, отправился на свое (прежнее) место в Айриванк. И будучи музыкально одаренным, он переложил на музыку 150 псалмов Давида, псалмы-стологи Пятидесятницы, псалмы Поста и песни Предпразднества. Поэмы и многие другие, и множество кцурдов с благозвучной мелодией. То, что греками Кадмосом, Илинэ и Романом было посеяно в Армении, он умножил и поставил петь на всех праздниках Господних и в память мучеников. Однако из-за сладкозвучной музыки его в нем открылся порок надменности.

В день праздника святой Богородицы прибыл святой Степанос в Айриванк к сотоварищу своему и земляку Григору вместе праздновать день Бо­гоматери. Во время ночного бдения он воочию увидел сатану, который, взобравшись на плечо Григора, источал смерть, когда тот приступал к литургии или чтению. На следующий день он позвал к себе философа Григора и, поведав ему о своем видении, любовно предостерег и пожурил его. Тот, отрезвясь, навсегда оставил служение и уединился в маленькой пещере за пределами монастыря на всю жизнь. Стал вести столь суро­вую отшельническую жизнь, что обрел дар исцеления. И там же блаженный Григор почил во Христе. В той пещере находятся драгоценные мо­щи его; от могилы его даруется исцеление всем немощным, особенно же бесплодным и бездет­ным, которым по его ходатайству Бог дарует деторождение.

А через много лет пещера, в которой он оби­тал, была превращена во славу Божью в часовню и (сооружен) алтарь поклонения бессмертному агнцу, рядом с часовней построена устремленная к небу величественная соборная церковь, а у ее входа — притвор из гладкотесаных камней и мо­гильных памятников, скрепленных известью. А ниже пещеры построили две церкви, выдолб­ленные внутри цельных скал и украшенные изу­мительным каменным узором. Внутри церкви, в той же скале, вырубили сводчатый склеп для упокоя христолюбивых ишханов, (в том числе) ишхана Проша из рода Хахбака, который был назначен армянским азарапетом.

Обратимся вновь к нашей истории. У святого Степаноса была сестра по имени Саакадухт, принявшая монашеский обет и отказавшаяся от всех мирских удовольствий. Покинув город Двин, она поселилась в глубоком Гарнийском ущелье на берегу реки Азат, которая берет начало с Гегамских гор и, протекая через Варажнуник, впадает в Ерасх. Полюбив то место, святая поселилась в обители св. патриарха Саака и там же престави­лась. Она была украшена всеми добродетелями и мудростью, воспитывала целомудренных отро­ков и, доводя до соответствующего возраста, ру­кополагала в священники; она обучала учеников, сидя за занавесью. (Саакадухт) сочинила множе­ство (духовных) песен, мелодий и гимнов, посвя­щенных Рождеству и Успению, одной из коих яв­ляется «Пресвятая Мария».

Святой же Степанос пребывал при дворе като­ликоса в Двине, поскольку этот город был престо­лом армянских патриархов. В 95 году (646 г.) армянского летосчисления тачики захватили его и опустошили и в день Богоявления убили 12 тысяч мужчин в часовне святого Саргиса; кровью был залит и святой алтарь. Более 35 тысяч (чело­век) они угнали в плен. А в 164 г. (715) по приказу эмир-муменина Влита эмир Абдул-Азиз заново отстроил Двин больше и обширнее (прежнего), и по сей день виднеются стены его и сооружения, несмотря на то, что царь Георгий, отец Тамар, в 611г. (1162) захватил тот город, разрушил мечеть и часть стены, мстя за смерть своих азатов, павших от рук эмира Хурта, который разбил в Гарни Иванэ, сына Абулета, а головы азатов увез в Двин и, сварив их, положил в кладку минарета. А после пришел Георгий и, захватив город, огнем и мечом разделался с тачиками, беспощадно предавая (всех) смерти. Сваренные черепа он по­ложил в сосуды и, завернув в златотканые покрывала, погрузил на плечи мухриев и заставил их, босых, с непокрытой головой, нести в Тифлис. Там с подобающими почестями он похоронил (го­ловы азатов), а мухриев секирами убил на моги­лах азатов. 

Как уже было нами сказано ранее, святой Степанос пребывал в резиденции католикоса и просвещал всех своей проповедью. (Здесь) ему случилось вступить в спор с диофиситом Смбатом, армянским спарапетом, который придержи­вался одного с греками вероисповедания. Позже, в 270 г. (821 г.), во дни католикоса Давида Какагеци, от внука его, носящего его же имя, родилась ересь тондракийцев, и в это же время усилиями некоего честолюбивого священника по имени Парсман, как об этом повествует святой Ухтанэс, епископ Себастии, от армянского народа отдели­лась народность цад.

Этот Смбат, человек сатанинского нрава, преисполненный вражды к св. Степаносу, много тягот причинил святому, но, не удовлетворенный этим, решил убить (его). Узнав об этом, святой тайно отправился в край Хахтик, остановился у одного правоверного отшельника и пребывал в постоянном чтении Св. писания. Проведав об этом, диофисит Смбат Куропалат известил гре­ческого императора Льва, что «некий Степанос, еретик и хулитель твоего царства, изгнанный на­ми, пребывает в пределах вашей страны и живет у такого-то отшельника». Разгневанный импера­тор требует немедленно привести его ко двору царскому. Однако отшельник посоветовал ему сказать: «Я нищий и безродный». Когда импера­тор услышал эти слова, Бог смягчил его сердце и он не подверг святого мучениям. Однако тот не упрятал лампады веры и явил ее истину перед императором, и они повели беседу о вероиспове­дании. Когда же император убедился (в правоте его), святой попросил открыть перед ним древле­хранилище святых книг и, отыскав там рукопись с золотым окладом, в которой говорилось о пра­вой вере, утвержденной первыми святыми патри­архами, возглавлявшими три святых собора, блаженный понес ту (книгу) и положил перед царем. Прочтя ее, (царь) выразил свое удовлетво­рение и сказал святому: «Иди в Рим с моей грамо­той к папе Агабосу и, если сможешь, принеси мне три сочинения, соответствующих этому произведению; тогда я весь мир обращу в исповедание, изложенное в этих книгах». Святой отправился в Рим и с помощью Божьей разыскал соответст­вующие вероисповеданию того сочинения три произведения, которые были написаны Афанаси­ем Александрийским, Кириллом и Епифаном. Он почувствовал душой, что император не сдер­жит своего обещания. Не считаясь с приказом самодержца Льва, он по другому пути прибывает в Иерусалим, затем направляется в Сирию и (на­конец) достигает Двина. Он принес сочинения па­триарху, владыке Давиду, который, увидев (их), чрезвычайно обрадовался, возлюбил святого и оказал ему почести, а затем передал в его ведение все духовные дела католикосата.

К тому времени преставился блаженный архи­епископ Сюникский, владыка Иоанн. Ишханы сюникские Бабген и Курдик, придя к католикосу, просили (у него) преемника (на Сюникский пре­стол) из окружения патриарха. Увидев святого Степаноса, патриаршего распорядителя и главно­го иерея всех его владений, а также узнав от некоторых, что (Степанос) — из св. обители Макенеац, стали просить патриарха рукоположить на Сюникский престол св. Степаноса. Многие, не зная истины, путают этого ишхана Бабгена с като­ликосом Бабгеном, который жил 56-ю годами ра­нее армянского летосчисления, тогда как Степа­нос Сюнеци был в 184 г., (735), что составляет разницу в 240 лет. Каким образом Бабген мог рукоположить его, когда их разделял такой про­межуток времени? Но мы с точностью удостове­рились, что положение дел таково, как изложено нами. Католикос, вняв их просьбам, возвел св. Степаноса на Сюникский епископский престол и, учитывая его заслуги в доставке книг из Рима, а также его личные достоинства, причислил епи­скопство Сюникское к третьему разряду армян­ских епископств, ибо ранее Сюник занимал седь­мое место. Великий царь армянский Трдат и св. Просветитель нашу страну и власть свою утверди­ли по образцу римского государства, установлен­ному Константином Великим и св. Сильвестром. Великий Трдат учредил четырех наместников своего двора, которых назвал бдешхами: ишханом Восточных врат был (назначен) гугаркский бдешх со (своими) 22 ишханами, (ишханом) Юж­ных врат — (бдешх) Ангех-туна с 22 ишханами, Западных врат — (бдешх) кордукский с 21 ишха­ном, Северных врат — сюникский (бдешх) с 21 ишханом. Войско их вместе составляло 120 тысяч. 900 ишханов, которые сидели на золотой подушке перед царским троном, были записаны в разряд­ной грамоте его. Если же желаешь знать поря­док разрядной грамоты, то об этом можешь уз­нать из истории Агатангехоса, Нерсеса и Гевонда.

Таким же образом и св. Григор учредил 38 епископов-митрополитов, справа—19 и слева — 19. Справа были следующие (митрополитства): 1. Харкское, 2. Востанское, 3. Тайкское, 4. Мардагийское, 5. Аршамунийское, 6. Арцрунийское, 7. Сюнииское, 8. Рштунийское, 9. Мокское, 10. Ертарское. 11. Аматунийское, 12. Гохтанское, 13. Гардманское, 14. Акелское, 15. Бужанское, 16. Ротакское, 17. Арзнское, 18. (Митрополитство) Четвертой Армении, 19. Сагастанское. А слева учредил: 1. Басенское, 2. Мамиконянское, 3. Багревандское, 4. Бзнунийское, 5. Багратунийское, 6. Хорхорунийское, 7. Ванандское, 8. Апаунийское, 9. Аршарунийское, 10. Гнунийское, 11. Андзевацийское, 12. Палунийское, 13. Сирийское, 14. Мейнунийское, 15. Элийское, 16. Зарехавандское, 17. Екелеац, 18. Второе сирийское, 19. Сперское. Таковы главные митрополитства, которые учре­дил св. Григорий и повелел «никому не изменять порядка, установленного мной». В то же время он назначил 400 епископов, и если ты пожелаешь ознакомиться с разрядной грамотой епископов, то о ней говорит великий Самуэл Камрджадзореци.

Святой же Степанос, взяв бразды правления, посещал 12 гаваров Сюникских и радовал их даром Христовым, проповедуя и наставляя их согла­сно Павлу. Он принялся за перевод Видения Мефодия, но не смог завершить его из-за прежде­временной смерти. Подобно божественному све­точу освещал он души всех и был духовным ме­чом, поражающим безбожных. Между тем некая развратная женщина из Мозна, что в гаваре Ехегеац-дзор, которая была осуждена им за прегре­шения, опьяненная безумием порока, ибо души, впавшие в грех, лишаются также разума, прихва­тив с собой ночью любовника своего, отправи­лась убивать святого. Поскольку время было лет­нее, святой, покинув Мозн, прохлаждался у мощ­ного источника, который называется Аваг-акн; взобравшись на (ложе, устроенное среди) ветвей ивы, он дремал. Женщина та дала нож своему любовнику и погнала его на дерево убить святого. Поднявшись на дерево, мужчина увидел, как ды­хание святого подобно свету исходило из ноздрей его и вновь возвращалось к нему. И два ангела волшебными крыльями охраняли его: один у из­головья, другой у ног. Увидев это, он тут же сошел с дерева и с дрожью рассказал (обо всем) женщине. А женщина, горевшая желанием убить владыку своего, вновь стала убеждать подняться и, не думая ни о чем, убить святого. Происками лукавого поднялся он и увидел ту же картину, и, еще более убоявшись, выронил из рук нож, и сам свалился с дерева. Когда женщина поняла, что таким способом не пролить крови святого, раз­бранила мужа (того) и сама поднялась на дерево. Охваченная злым умыслом, с помутневшим взо­ром, она схватила нож и злодейски убила святого в его укрытии, и потекла кровь его по ложу и по дереву, а душу святого подняли два ангела и от­четливо-зримо вознесли на небо. Некий пустын­ник, по имени Ной, который долгое время жил отшельником на святой горе Сион, увидел, как пришел к Богу Степанос с полным подолом крови и говорит: «Взгляни, Боже, да свершится твой правый суд». А утром служители его узнали о свершившемся, подняли крик, оповестив кре­стьян (села) и всей области, однако не (смогли) дознаться, кто совершил убийство. И, взяв досто­славное тело, они решили понести его на гору Сион. Когда достигли села Арказан, к ним на­встречу вышла толпа людей и парон села, тесть Бабгена. С великой скорбью оплакав его подоба­ющим образом, они уговорили церковнослужите­лей положить святого в келье, которая была по­строена в честь отважного воина Христова свято­го Христофора, и, вняв им, последние исполнили их желание. И вот подоспел отшельник Ной со св. горы Сион. Прильнув к телу блаженного, он пове­дал народу о видении, представшем ему ночью, и предсказал грядущий свыше гнев. И вдруг не­проницаемый мрак окутал всю окрестность Мозна, и сорок дней нельзя было отличить дня от ночи; частые землетрясения и сполохи огня, гром и пламя гнева Божьего и молнии содрогали весь край, раскалывались скалы, оседали холмы, рушились горы, заваливались источники, сотряса­лись дома, исчезали дворцы; обрушивались дома на своих обитателей. (Отовсюду раздавались во­пли) и крики «вай, вай», посему и местность эта названа Вайоц-дзор (Ущелье плача).

Чудесный же муж Ной и совершавшие всечас­но службу монахи Танаатского монастыря тре­вожными молитвами и горючими слезами вызва­ли сострадание всемилостивейшего Бога, и через 40 дней прекратилось землетрясение и рассеялся мрак. (За это время) погибло 10 000 душ, которые живьем попали в ад. А чернь, испившая чашу гнева Божьего, обезумевшая, истерзанная, со скрежетом зубовным, через много дней еле при­дя в себя, безутешно надела траур по своим по­койникам и облачилась во вретище. А остальные из Мозна не посмели остаться на месте и пересе­лились на край поля к Иризским скалам, к берегу реки, но не исцелились по сей день от Божьего гнева, обрушившегося на них.

И вот через сорок дней стеклись все ишханы страны и позвали к себе католикоса армянского, владыку Давида. Собравшись в городке Арказ, они совершили Полунощницу, а с наступлением рассвета сняли достославное тело его, которое не подверглось тлению до того дня и благоухало, как фимиам, и лик (святого) был ясен, как при жизни. Они понесли тело его в Танаатский мона­стырь, к его вечным и приснослужащим обитате­лям. Там приготовили каменный склеп, куда по­ложили святого на упокой, сами же, сподобив­шись благословения святых, возвратились каж­дый к себе. А св. патриарх после Степаноса рукоположил на Сюникскую кафедру владыку Усика, племянника его.

И вот, наконец, опомнилась многогрешная женщина, убившая своего владыку. Осуждая са­ма себя, она во всеуслышание рассказывала о содеянном ею. Нагая, босая, с остриженными на позор волосами, ползая на коленях, била она камнями себя в грудь, из которой текли ручейки крови. Придя к западной стороне часовни, что по ту сторону ущелья, она закопала себя заживо по грудь, продолжая бить в грудь (камнями), и на протяжении многих дней громко вопила перед святым о своем преклонении и раскаянии. И вот однажды в час службы раздался громкий голос из могилы святого: «О женщина, да будут отпуще­ны тебе грехи твои». Услышав это, все вознесли славу, благословение и благодарение Богу, кото­рый так прославляет святых своих при жизни и после смерти. Но женщина не ушла с того места, она умерла там и там же похоронена, и могила ее известна.

Святой архипастырь Степанос преставился в 184 г. армянского летосчисления (735 г.), летом, в день вознесения пророка Илии, 17-го хротица и 21 июля, в день поминовения св. Маргариты, и Симеона Юродивого, и брата Иоанна.

Сей всехвальный блаженный святой архипа­стырь наш с детских лет своих воспитывался в беспорочности, проникаясь верой и мудростью, служил Господу со святостью и страхом, побывал во многих странах, а затем построил высокоглавую и великолепную каменную церковь. И собра­лись вышеупомянутые ишханы и все азаты в день нового воскресенья на праздник освяще­ния нововыстроенного храма, ставшего обителью славы Божьей и местом покаяния всех преступни­ков; и службу отправлял я, недостойный, потру­дившийся над речью и (созданием) музыки к шаракану во славу и в честь изумительного празд­ника священнодействующему патриарху нашему, владыке Степаносу, епископу Сюникскому. Моли­твами и заступничеством его да откроются врата милости Божьей над всем миром, щедро прольет­ся благостыня Божья на создания его; да угаснет ярость и (прекратятся) злосчастные бедствия с неба и из-под земли, смягчится воля Всевышне­го к созданиям рук своих. Да откроются закрома неисчислимых благ Божьих и да будут дарованы многие милости всем просящим: христианским ца­рям- победа, ишханам нашим - отвага, азатам нашим - храбрость, стране нашей - мир, всем церквам-непоколебимость, священникам - святость, простонародью - страх и послушание, больным-исцеление, недужным - здоровье, го­нимым - спокойствие, грешникам - искупление, преступникам - отпущение, скорбящим - утеше­ние, детям-сохранение, юношам - ила, стари­кам - обновление и раскаяние, а всем умершим— покой и милость. Крестоосеняющей десницей свя­того патриарха да будет сохранено и защищено княжество рода Хахбака, находящееся под покро­вительством распростертых святых рук его! Да продлится слава и княжество рода сего до скон­чания века! Десницей Божьей да преуспеют ишха­ны наши и их войска во всех делах мужества и веры, а с помощью святой могилы патриарха да очистятся от всех грехов и обновятся знанием Духа. Да исполнятся все духовные и телесные желания празднующих с верой память его. Пусть по его благословению наша область Варде-дзор станет еще красивее и благодатнее, а его благословляющая десница - всеобщей заступницей. Со всех близлежащих краев да будет снято про­клятие и да снизойдет милость Божья и божественного патриарха над землями грешного Мозна, и народ, проливший кровь (святого), очистится, и искупит (свои грехи) деревня та и все святою кровью Христа, с помощью святого патриарха; да примирится святой отец наш со своими чадами, виновными в пролитии его крови, и да примирит Бог отца (нашего) со всеми областями, да будут живущим отпущены грехи их, и да удостоимся мы щедрой милости Божьей ныне и присно, и да сподобимся мы стать сыновьями отца нашего духовного наследовать царствие небесное со всеми святыми и возлюбленными Божьими. Бес­конечная и вечная хвала и слава святой Троице, ныне и присно!