Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Григор Татеваци

Григор Татеваци (ок. 1346-1409 гг.)

Житие и память блаженного трижды великого непобедимого св. Григора Татеваци, ученика великого вардапета армянского, светозарного вардапета св. Ованеса Воротнеци

Преисполненный неизреченной милостью Ду­ха, святой и блаженный вардапет Григор был сыном благочестивых родителей. Отец его, по имени Саргис, происходил из Каджберуника, из города Арчеша, а мать была из селения Парби. Из-за гнета неверных они перебрались в Сюник и поселились в области Вайоц-дзор. (Мать его), заимев детей, (со временем) перестала рожать. Но дети отошли к Богу, и они остались бездетны­ми. Тогда, возложив свои упования и надежду на Бога и взяв себе в заступники Григора Лусаворича нашего, они с молитвами и смиренными моль­бами обратились к Всевышнему и просили по­брить им чадо. Слышащий же молитвы и исполняющий просьбы Господь наш Иисус Христос, который исполняет желание имеющих страх Божий, внял молитвам своих рабов и по ходатайству Григора Лусаворича дал им сына. И вот однажды блаженная мать святого увидела во сне держащего в руках погасшую лампаду св. Лусаворича, который сказал ей: «Бог услышал молитвы твои и по заступничеству моему дал тебе доброго сына. Возьми эту лампаду и держи при себе. Ибо дитя, которое родится у тебя, зажжет сию потухшую лампаду истинной веры». Проснувшись, она в страхе вознесла хвалу Богу и с радостью поведала своему мужу о видении. Они были (удивлены) и не могли понять, кем же должен стать ребенок и каким образом он зажжет светильник. И мать зачала. Когда же наступило время разрешения (от бремени), родилось исполненное благодати дитя, которого при крещении назвали Григором. Как только ему исполнилось семь лет, (они) стали его обучать Св. писанию. (Учеба) длилась семь лет. С каждым годом в нем все более про­являлся Божий дар. Он совершил множество чудес в детстве, о чем записано в его полной исто­рии. К четырнадцати годам отрок Григор, на кото­рого снизошел Божий дух, отличался столь высо­ким и плодоносящим умом, что к нему за пояснениями (книг) Св. писания обращались даже вардапеты, и он давал им ответы прекрасными толкованиями. И случилось как-то быть им в го­роде Тифлисе. Там он встретился с великим ар­мянским вардапетом, учеником великого Есаи. Увидев отрока, с горячей любовью изучавшего Божественное писание, св. Ованес (Воротнеци) взял его к себе в ученики. (И с тех пор) на протя­жении двадцати восьми лет он как наставник воспитывал и обучал его.

Он повез его с собой в город Иерусалим, где ступал Господь, и там возвел его в чин безбрач­ного священника, (после чего Григор) еще более исполнился благодати Святого духа. И прибыв в область Екелеац. что в Ерзнка, (Воротнеци) вручил ему вардапетский посох. Оттуда божест­венный вардапет Ованес со своими учениками возвратился в свою область. Вокруг него coбралось множество вардапетов для просвещения народа армянского. Ибо знаниями своими он пре­взошел ученнейших людей всех народов. Блаженный великий вардапет Ованес в 807 г. нашего летосчисления (1358 г.) поручил вардапету Григору толкование Божественных сочинений, соотвествующее вардапетской степени, дабы дать ему право, власть и посох архимандрита. В тот же год он захворал и понял, что должен переселиться в неизреченный свет. Тогда он призвал к себе

своих учеников и благословил их духовным и Божественным благословением. Григора же поста­вил над всеми учителем и поручил ему свою паству, а его соученика Ованеса Арчишеци велел посвятить в высший вардапетский сан и отпра­вить в его край. После этого святой и блаженный вардапет Ованес Воротнеци отошел ко Христу. Да будет благословенна его память.

После его смерти с согласия всех на вардапетскую кафедру возвели великого Григора, приводившего в изумление ангелов непостижимым подвижничеством, совершенной мудростью и не­иссякаемым наставничеством. У учителя были две школы в Еринджаке, и два года преподавал он, занимая (там) вардапетскую кафедру. Но за­тем со своими учениками отправился в св. оби­тель, в прославленный и благодатный престол апостола Евстафия во владении Орбелянов, к армянскому князю Смбату, сыну Иванэ и внуку Буртела. Здесь он также набрал множество уче­ников и просвещал народ наш истинной верой. Правильным наставлением и поучением он рас­крывал труднопостижимые мысли книг Св. писа­ния. Ибо светлой мыслью и крыльями всесвятого Духа взлетал и возносился он к духовному саду и Божественным сочинениям, по данной ему ми­лости Божьей выявляя глубины сокрытого. И точ­но пчела, летающая над многоразличными цветами в далеких краях и приносящая сладкий нектар и Целебное зелье, святой вардапет Григор Татеваци Божественной мыслью проникал в Ветхий и Новый (заветы) и собирал Божественное. Отделяя также полезное из внешних наук, он сплел светлые венцы и возложил на головы отроков церкви как крепкий щит против иноверцев. Постоянно получая его от Христа, он неустанно обучал и просвещал армянскую церковь. Точно сияющее полуденное солнце сверкал он тысячами лучей. К нему  приходили греческие и латинские риторы, слушали его речи, преисполненные беспредельных знаний, которые как неиссякаемый источник лились из его уст. Мудролюбы поражались и дивились этому. Ибо мудрость его была совершенна, а знания - необозримы. Во время проповеди Григор приводил всех в восхищение своей сообразной речью и ораторским искусством. Он обла­дал мыслью Иоанна Евангелиста; взлетая, воносился к небу и святой душой своей обозревал заповеданное первопророками - и Слово Господ­нее св. Евангелия, и блаженных апостолов и первых св. богословов. Он написал множество сочинений для церкви, сиречь: «Великое вопрошение», Толкование сочинений Аристотеля - «Категорий», «Периармениаса» (Об истолкова­нии), «О добродетели», «Введения», (а также) Толкование «Книги ученых бесед», Выборочное толкование псалмов, Выборочное толкование «Притчей», «Песни песней», «(Книги) Премудро­стей», «(Книги) Еклессиаста». «Летний том», «Зимний том», Толкование «Книги Иова», Выбо­рочное толкование Евангелия от Иоанна, Толко­вание сочинений Аристакеса и (Искусства) письма Георга, Толкование книги «К тем», «Малого вопрошения Георга», Выборочное (толкование) Евангелия от Матфея, Выборочное (толкование Книги) Исайи, «Книгу Златочрев» и сочинение «О правилах посвящения в сан архимандрита».

Он написал также множество других сочине­ний, о которых мы здесь не упомянули, но по которым учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты церкви. Его называют вторым Ио­анном Златоустом и Григорием Богословом за то, что он, видя нашу слепоту, поучал всенародно. И даже старца, сидящего рядом, он мог одарить хлебом или яблоком. Блаженны видевшие и слышавшие его. Вид его был грозен и прекрасен. Он строго постился и любил святость, имел благообразное лицо, слезообильные глаза и высокий рост и был так великолепен и столь (щедро) одарен милостями, что (ученики) сравнивали своего вардапета с Господом нашим Иисусом Христом.

Великий и всеармянский учитель Григор был исполнен светозарного дара св. Духа. Он стал вторым просветителем армян и совершеннейшим богословом над всеми мудрецами, древними и новыми вардапетами. У него было много учеников, имена которых суть: Мхитар из Татева, Ованес из Ехегнаванка, Галуст из Сюникского селения Вахнду, Акоп Бостаци, Григор Араратеан, Григор, и Маттеос, (оба) родом из Джуги, Закария Астапатци, Егия Мецопеци, Ованес из монасты­ря Ваганд, Унан из Шамахи, Ованес из Кармир Капана. И трое из его учеников были из других краев - Маттеос Ухеци из св. обители Гандзаcap, Мкртич из Пайтакарана и Степанос из Гахавежа. (При нем находилось) также множество священников, числом более пятидесяти человек. Он начал обучать их сочинениям внешних фи­лософов и с совершенной мудростью, выявляя, раскрывал скрытый смысл сокровищ. И приводил всех в большее изумление, чем эллинские философы. А затем (разобрал с ними) четырнадцать посланий апостола Павла и «К тем» Григория Богослова.

Настоятелем св. престола апостола Евстафия был кроткий, избранный уже во чреве св. епископ владыка Аракел, вардапет и великий философ, племянник великого армянского вардапета. Он обладал божественной мыслью и почитал все добродетели.

И двенадцать (святых) братьев, ученики великого Саргиса, после смерти своего вардапета отправились учиться к великому вардалету Григору. Вот их имена: Акоп, Маргарэ, Ованес, Мкртич, Карапет, Меликсет, Саргис, Маттеос, Карапет и Тума. И он целый год утешал их Божественным писанием. Но затем учитель Григор из-за гонений неверных покинул Сюникскую область и, взяв с собой всех своих учеников и вардапетов, отправился в Арчешскую область. Он поселился в богоугодном св. Мецопском монастыре у сми­ренного и проповедовавшего Слово Божье блаженного мужа Божьего вардапета Ованеса. Вардапет Ованес со всеми своими учениками вышел встречать (духовного) отца своего и, сопроводив его в свою пустынь, дал ему с учениками отдохновение от многотрудного (пути).

В сей год было завершено строительство церкви св. Богородицы, начатое в 851 (1402) и законченное через семь лет, в 858 году (1409), во славу Христа, Бога нашего. И когда туда прибыл великий учитель Григор, слава его разнеслась по всей стране. Многие вардапеты и монахи собрались вокруг него, как апостолы вокруг Христа. Он начал наставлять и просвещать Божественным уче­нием, как спаситель наш Иисус, который, восседая на Масличной горе, (просвещал) апостолов учением о блаженной (жизни). А св. вардапвт Ованес, преисполненный неизреченной радости, ликовал и пекся обо всем необходимом. И, (обращаясь с молитвой) к Христу, говорил: «Господь мой Иисус, я почтил твою мать, ты же почтил меня вместе с вардапетами и духовными отцами моими, писцами и истинными учениками-подвиж­никами. И в день освящения храма твоей матери послал их (мне). Чем отплатить тебе за это? Ниче­го нет у меня, бедняка. Мы можем лишь благо­словить и восхвалить всесвятую Троицу и Мать Единородного за то, что ты удостоил меня уви­деть завершенным строительство церкви».

А блаженному вардапету Григору в Мецопском монастыре ночью было во сне видение, будто перед св. Григором положили трех мертвецов обернутых в саван и окованных по рукам и ногам нерасторжимыми цепями. И он, обратившись к ним, сказал: «Кто вы такие? И почему вы в оковах?» И они ответили: «Мы осужденные и отлученные католикосы-раскольники. Молим тебя имя любви Христовой, вели снять с нас проклятие великого католикоса, наследника (престола) Григора Лусаворича». Проснувшись, он стал горькими слезами оплакивать их отлучение, затем послал приветственное письмо католикосу Акопу, и тот созвал большой собор вардапетов и снял с них проклятие.

И великий вардапет Григор благословил со­ученика своего Ованеса со всеми питомцами. А через несколько дней, взяв своих учеников, он отправился проповедовать из области в область по стране Армянской. К нему присоединился вар­дапет Ованес со своими учениками. Многих из раскольников он обратил к истинной вере, следуя в истолковании Ветхого и Нового Божественного писания первым святым отцам-богословам. С по­мощью внешнего философского искусства он заткнул рот еретикам. И они, вновь став на путь истинный, пали в ноги учителю Григору и молили его об отпущении грехов и прощении. Он написал письмо католикосу, и тот снял с них проклятие. (Григор) проповедовал также среди иноплемен­ных и приводил им множество свидетельств из  арабских сочинений, в которых ясно говорилось, что Христос - истинный Бог, и многие уверовали в Христа и были крещены. На протяжении всей своей жизни он проповедовал неверным Еванге­лие Христово, (доказывая), что (вера их) лжива и обманчива, и всегда неустрашимо и смело осуждал их. Но никто из неверных не осмеливался дотронуться до него хотя бы пальцем - ни князья и ни подданные. Ибо они воочию видели чудесные знамения, творимые через него Богом. Воз­ложением руки он лечил хворых, чтением Еванге­лия в тот же час именем Христа исцелял страда­ющих от разных дурных болезней и изгонял бесов. Он безбоязненно излечивал не только христиан, но и неверных. И все неверные любили его и называли святым. И испытывали трепет перед его внушительным видом. Ибо, будучи жи­вым, он умерщвлял плоть свою постами и молитвами и был украшен всеми чистыми добродетелями. Нательной и верхней одеждой ему, как и его ученикам, служила власяница, подпоясанная ве­ской. Они не стяжали ни серебра, ни золота. И никто не имел двух одежд. Если же кто-нибудь получал подношение, в тот же час раздавал нищим. Они наполнили себя священными сочинениями и воспламенены были любовью к священному Божественному писанию.

Оттуда он отправился со своими любознательными учениками в благодатный свой престол св. апостола Евстафия и в течение восьми дней отдыхал. А затем призвал к себе своих учеников и в торжественной обстановке вручил им (вардапетский) жезл, (предоставляющий им) право  проповедовать по всей земле Евангелие Христово не только христианам, но и всем иноверцам. Он учил их никого не бояться и не утаивать мыслей Св. писания, а открыто проповедовать истину. «На протяжении всей своей жизни,— (говорил он), - изнуряйте себя постами и молитвами. Свой день проводите в кротости и смирении. Вы обязаны пожертвовать своею жизнью за правду. И уста ваши да не изрекут никогда лжи». И много другого наставлял он делать или не делать. «Смело проповедуйте,— говорил он, — истинное учение первых святых отцов в борьбе с противниками». И много другого назидательного завещал он сво­им ученикам. Когда же заболел, приказал литур­гию служить ученикам, а сам пел псалмы, на всем протяжении (пения) восьми канонов оставаясь на ногах. За всю свою жизнь он не знал ни дня отдыха. И вот св. вардапет истины Григор совер­шил животворящую службу Господу нашему Иису­су Христу. По окончании (службы) приступил к мо­литве и, вторично призвав своих учеников, благословил и повторил те же наставления, сказав: «Вот призывает меня призывающий (всех) Хри­стос, и настал час моей смерти. Я отправляюсь к заступнику моему, Григору Лусаворичу нашему и ко всем нашим вардапетам. Братья мои, кои были рядом со мной при моем подвижничестве, да причислит вас в будущей жизни Христос вме­сте со мной к сонму правоверных вардапетов, сидящих одесную Троицы, Единородного Сын Иисуса Христа». Сказав это, он приподнялся на подушке и произнес: «Славлю тебя, Христос Иисус, Слово Божье, в час мой пославший отдохновение от многих трудов». Вымолвив это, блаженный вардапет Григор Татеваци отдал Богу свою чистую душу, в праздник Первомученика Степаноса, в 859 (1410) году нашего летосчисления, во славу Христа, и отправился в Верхний Иерусалим к сонму ангелов последователь Григора Лусаворича, богослов - к богослову. И, подняв его святое тело, с псалмопением и благословениями положили в могилу в украшенном милостью (Божьей) и всехваленном престоле св. апостола Евстафия. (Его могила) по сей день совершает много чудес. Память его да будет благословенна. И да смилуется его молитвами Господь наш Христос над нами и над всеми христианами, особенно же над получателем сего сочинения.


Краткое жизнеописание Григора Татеваци

В сей день, 27-го декабря, преставился и почил трижды блаженный знаменитый рабунапет Гри­гор, ученик Ованеса Воротнеци.

Чудесный муж Божий был армянином, родом же происходил из двух мест: по отцовской ли­нии - из Каджберуника, а по материнской - из Айраратской области, селения Парби. Родился он в Грузии, в крепости Тмок и был взращен род­ным братом своим в доме царя Давида.

Он был благообразным, любознательным и щедро одаренным отроком. И когда великий Философ армянский Ованес Воротнеци вознаме­рился отправиться на поклонение святым местам в Иерусалим, он, видя преуспевание отрока Григора во всех науках, взял его с собой и сделал его духовным сыном (своим): воспитывал в добре и обучал всей премудрости Св. писания и внешних философов. Он отправился с ним на могилу св. Лусаворича на горе Сепух и дал его рукоположить в дьяконы. В честь св. Лусаворича его назвали Григором, и он именем и делами своими восполнил место того, просвещая светом мудрости народ наш армянский. Затем в Иерусалиме (Ованес Воротнеци) возвел его в священнический сан. И, вторично приведя к могиле св. Лусаворича, сделал вардапетом - приправляющей солью и светом Божьей обители. Вслед за этим он привез его с собой в Сюникскую землю и завещал после смерти своей стать во главе великого университета Есаи и занять место великого всеармянского рабунапета.

Он был чтим и уважаем властелином Тимуром и его сыном Мираншахом. И армянский народ удостоился уважения чужестранцев благодаря сладкоречивым многомудрым речам великого Григора. Он написал ученнейшие послания ко всем народам, доказав правоверность армян; пи­сал и назидательные речи, (блещущие) тонкостью и остроумием, и сделал народ армянский просвещеннее всех других народов.

Он упорядочил (также) чины и устав нашей церкви. Всечасно был занят чтением и толковани­ем Св. писания и, преклонив колени, неустанно творил молитвы. Нищелюбивый и страннолюби­вый, щедрый на даяния неимущим, он прикрывал тело свое власяницей, имел кроткую душу и плодотворную мысль. Статный, с ясным лицом, гор­дой осанкой, со светлыми волосами, он всегда постился, был слезообилен, чтил (церковные) праздники, любил святых и (их) речи.

Умер он блаженной смертью в Татевском мо­настыре 27-го декабря и был похоронен в великий праздник апостолов Петра и Павла, и  удостоился их звания и чести в 858 году (1409) во славу Христа, Бога нашего, благословенного вовеки, аминь. Память его да будет благословенна. Аминь.