Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Григор Хлатеци

Григор Хлатеци (1349-1425 гг.)

История превосходного и светозарного вардапета нашего Григора Хлатеци Церенца

Счастливый и блаженный, богоугодный и бла­годатный проповедник Слова жизни и живой му­ченик сей, святой вардапет Григориос воспиты­вался и обучался священническому делу у свято­го отшельника Вардана, который пятнадцать лет жил в скиту у великого учителя Тиратура, а затем пришел и обосновался в знаменитом монастыре св. Степаноса, называемом Ципнаванк, что во владениях города Арцке. Загоревшись желанием приобщиться к его добродетельной жизни, блаженный Григор отправился к (Вардану), пробыл здесь шесть лет, прислуживая ему, и от него им получил Божье благословение. Тогда на него сни­зошел св. Дух, дух кротости и смирения, и он сип подобно истинному вардапету просвещать всех жителей того края своей мудростью и ученостью. Братья, любившие учение, понуждали его отправиться к великому вардапету Ованесу Воротнеци, названному Кахиком, т. е. любовно связанным с Иисусом. В течение восьми лет он обучался у него и был взлелеян им вместе с сотоварищем по учебе, его тезкой Григором, вторым просветителем Армении и (вторым) святым апостолом Фаддеем.

После смерти великого Ованеса Воротнеци и разрушения Верхней страны жестоким Тимуром он вернулся в свой родной край, Каджберунийскую область, в прославленную  обитель, монастырь Аствацацин, прозванный Сухараванк, и поступил к великому вардапету Сар­осу. И здесь учился с великим старанием. Его товарищем по учебе был отшельник монастыря Хогиац-ванк великий вардапет Вардан*, впоследствии ставший преемником вардапетской кафед­ры блаженного Саргиса.

Пробыв у него десять лет и им же рукополо­женный в вардапеты, он стал просвещать всех мудростью и знанием, письмом и чтением, хва­лебными гимнами (гандзами) и духовными песня­ми, и (когда он проповедовал в церкви), она каза­лась неземной и уподоблялась небесной обители. Получив от своего учителя право обучать и набирать учеников, он отправился в Бзнунийский край и поселился в городе Арцке в св. монастыре Степаноса Первомученика, в обители Ципна, на прежнем своем месте.

Вокруг него собралось множество священно­служителей и любознательных монахов. Он уте­шал их неизреченной и неисповедимой отрадой, знанием Св. писания, мудростью Ветхого и Нового заветов, увещевал всех (придерживаться) истин­ной веры и добродетели.

Безрассудных учил уму-разуму, невежествен­ных призывал разуметь Господа, освобождал пленных, одевал нагих, больных душой и телом успокаивал, скорбящих утешал, неимущих кор­мил, в непрестанном бодрствовании денно-нощно трудился, собственноручным переписыванием книг зарабатывал деньги и раздавал их нищим. Для всех был он желанным - для Бога, ангелов и людей, верующих и неверующих. Чужеземцы, рдевшие все это, завидовали нам, армянам, имевшим такого пастыря. Он был назван вторым Вкайасером (Мартирофилом) этого последнего времени, ибо собрал множество сочинений наших и чужих (авторов), древние и подвергшиеся порче (рукописи); утерянные и никому не известные истории всех святых он из тьмы вывел на свет и составил книгу «Пролог».

Собрав уже имевшиеся гимны древних вардапетов, преданные забвению и лежавшие без пользы, он искусно отредактировал и составил Кондакарь в стихах и с мелодией, на paдость и в усладу отрокам церкви. Столь сладкозвучной мелодией освятил он врата св. церкви, что казалось, светлые небесные ангелы танцуют на земле; и не было дотоле подобной духовной радости для армянских церквей во дни наших князей и царей. Все речи, написанные сложным и непонятным (языком), он исключил (из миней), изложив историю святых понятным и ясным языком. Все Св. писание, переведенное святыми переводчиками, он вновь отшлифовал и истолковал мысли писаний святых, чтобы сделать их понятными всем. Так занят был он письмом, что ни ночью и ни днем рука его не переставала писать. Вели­кое множество книг переписал он и подарил цер­кви. Выручку же с проданных книг раздавал нищим и нуждавшимся. Он одевал нагих, заботил­ся о сиротах и вдовах, освобождал пленных, кормил бедных. Он имел обыкновение давать подаяние без счета; повстречавшись с нищим, он все имевшиеся у него деньги, не считая, отдавал ему. Он просветил Верхнюю и Нижнюю страны письмом и раздачей (рукописей), став (для всех) примером милосердия.

Достигнув счастливой старости, когда ему было уже за семьдесят, он пожелал с вардапетами и учениками отправиться в город Иерусалим, дабы даянием и мудростью утешить бывших там духовных и телесных нищих. И, пробыв два года в Иерусалиме, возвратился в свой родной край радостным и утешившимся, доставив всем отраду.      

Живя столь свято и добродетельно, он (в то же время) хотел умереть за веру и удостоиться мученического венца. И тот, кто исполняет желания богобоязненных (слуг своих) и слышит их молитвы, исполнил его желание. Пока мы предавались радости, жили в мире и услаждались eго сладкозвучными наставлениями, нас настиг вихрь, несущий несчастье: вероломный и нечестивый народ маров, вооруженный мечами и копьями, напал на город Арцке и многих истребил. Часть их тайно пробралась к Божьей обители - Ципнаванку, желая предать мечу живших в ней св. братьев. Но, проведав об этом, они бежали.

Однако увести из монастыря счастливого и блаженного мужа Божьего, великого вардапета  Григориеса им не удалось, ибо он говорил: «Здесь я останусь, здесь и умру. Если я умру от их рук, верю в Господа моего Иисуса Христа, что удостоюсь нетленного и неувядаемого наследия муче­ников Божьих».

Он был поглощен этими мыслями, когда на него, как бешеные псы и кровожадные звери, напала толпа нечестивцев, жаждущих его крови. Они поймали его, как овцу бессловесную, и во­просили:

-Это ты называешь Ису Богом?

-Да, я называю Исая Богом, ибо он воистину Бог.

Тогда они (решили) заколоть его, как агнца, и про­лить его кровь, как кровь невинной овцы. Он же с молитвами обратился к Богу, говоря: «Господи Иисусе, прими душу мою вместе с душами невин­ных мучеников, погибших за Тебя, и причисли смерть мою (к смерти) блаженных святых воинов (Твоих)». Так испустил он дух в благословениях и истинном исповедании (Богу), во славу Отца, Сына и св. Духа.                                

После же пришел обладавший волшебным (даром) речи отшельник Акоп, вардапет Крымеци со своими учениками и родными Григора Хлатеци и множеством жителей (области). С великой (скорбью) они стали оплакивать егo, затем с псалмопением и благословениями положили в могилу на маленьком холме, находящемся напротив монастыря с западной стороны.

Горе нам, духовным сыновьям и ученикам отца нашего. Давайте вместе оплачем несчастие отца нашего, но не потому, что он покинул горестное море мира сего, а потому, что мы лишились ласкового и приветливого взора его, отдалились от христоподобного его смирения. Мы жаждем сладостной чаши его прекрасных наставлений, мы алкаем духовных знаний его, мы лишились христоравной и божественной благости его. Мрак распростерся над Арменией, ибо безутешная скорбь объяла нас. Звуки духовных песнопений не раздаются из врат священных храмов, церкви обеднели, и отроки (ее) рассеялись. Но возблаго­дарим Бога, Отца небесного, ибо сегодня праздник для обитателей неба и земли, ибо отец наш духовный достиг Отца милосердного; усыновленный Богом узрел на троне славы Единородного Сына; обитель Духа святого достигла Духа дарующего; равноангельский при жизни причислился к сонму ангелов; богослов соединился с чином апостолов. Святой священник (приступил) к свя­щеннодействию с двадцатью четырьмя иереями, любитель церковных празднеств и страстотерп­цев причислился к сонму мучеников; проповедник правды, столп науки - к сонму вардапетов; свя­той мученик с воинством мучеников исповедал Господа (нашего) Бога Христа; отдавший свою кровь (соединился) с обагренным кровью Боже­ством; живой мученик - с мучениками; трудолю­бец - с отшельниками; непорочный вознесся к непорочным; вознесшийся над пороками грехов воцарился на небесах. Господь Иисус с сонмом ангелов устремился к нему навстречу, приветствуя со словами: «Благородный, добрый и верный слуга, входи на радость мою и отныне не печалься; я посажу тебя за стол Отца моего, облачу в нетленную одежду славы и одену в наряд, к которому никакая грязь не пристанет; введу тебя в мои нерушимые покои, возрадую тебя своими неоскудевающими дарами, дам тебе  царствовать над десятью городами взамен десяти талантов, не упрятанных тобою в плащаницу лени; благословлю тебя на жизнь бессмертную и да будешь весел ты пред очами моими на веки вечные, отважный слуга мой, избранный страдалец и великомученик Григориос, покорный раб мой, будь при мне ходатаем и посредником мира между всеми народами, живущими на земле, во всех их горестях; и да будут безотказны все твои просьбы перед всем ангельским чином; это тебе обещанная мною награда во славу Отца и Духа моего на веки вечные. Аминь.

Великий вардапет Григориос во славу Хри­ста-Бога нашего воспринял мученическую смерть в 874 г. (1425) нашего летосчисления, в воск­ресенье 9-го мая, в великую пятидесятницу, в Ду­хов день.

Да будет благословенна память его и да ис­полнятся молитвы его. По его ходатайству да благословит Господь и нас - обоих Карапетов, испросивших сие у ритора Товмы, который и изло­жил все это. Да будет благословенна и его память. Сие житие написано в городе Багеше, в мо­настырях Гомац Сурб Аствацацин и Сурб Георг Зоравар. Кому случится прочитать его, помяните (нас) в ваших чистых молитвах.