Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хосров Гандзакеци

Святой мученик Хосров Гандзакеци (умер в 1167 г.)

Подвижничество св. Хосрова, великого и прославленного нового мученика, погибшего в стране Агванской, в стольном городе Гандзаке (автор – Мхитар Гош)

Bo времена владычества эламитян Армянское царство давно уже было окончательно низложено, а остатки ишханов, лишенные всего, рассеявшись, скитались по всей стране, отказы­ваясь повиноваться друг другу; особенно те, кто жил в неприс­тупных твердынях страны Арцах. Они, как разбойники, жили в горах, недосягаемых местах и, засев на горных дорогах, граби­ли и обирали людей всякого племени, с кем только могли спра­виться. Они причиняли немало беспокойства христианам, требуя от них налогов. Так что и к нам применительны слова: «И нет у нас в настоящее время ни князя, ни вождя, который пас бы нас» (Дан. 3.38) и т. д.

Вторит пророк плачу моему: «О, кто даст голове моей во­ду и глазам моим - источник слез! Я плакал бы день и ночь о бедах моего народа» (Иер. 9.1), который, лишившись всего, по­кинув свой дом, и подобно волнам, затерявшимся в бушующем море, не пристал к гавани. Из-за великого коварства и мерзкого алчного нрава своего (ишханы) сами стремились к этому, ибо предпочли быть d услужении у любого народа, чем повино­ваться друг другу и быть свободными. Вследствие этого их угне­тают и притесняют неверные и нечестивые народы из сыновей Хеттуры, Исмаила и эламитян, чье иго для христиан тяжелей железного ярма, особенно для жителей страны Понтийской, ко­торые из-за непосильных налогов продавали своих сыновей ради собственного спасения. Вследствие этого вспыхивало много мяте­жей. Ибо они разрушали богозданные церкви, пожалованные нам взамен рая, сравнивали с землей монастыри, превращали часовни мучеников в хлев для скота, унижали достопочтенных мужей, ни во что не ставили мудрецов. По этой причине многие христиане поколебались в вере, как об этом предвещал (еще) в древности апостол Павел: «В последние времена отступят неко­торые от веры, внимая духам обольстителям» (I Тим. 4.1). Царь соседней с Албанией Иверии также захотел опустошить страну

(Албанию), лишить ее людей и скота; особенно сильному разру­шению подверг он плодородную и богатую страну Утикскую. Все это случилось с нами вследствие умножившихся грехов на­ших, поскольку мы вели незаконный и неправедный образ жиз­ни. Ибо патриарх, так же как епископы и священники, рукопо­лагали за серебро, как сказал Исайя: «Священник и пророк обезумели (Ис. 28.7), и настолько все обнаглели, что настоятеля­ми церкви становятся не только миряне, не рукоположенные в священники, но и их жены. И всякий смело вершит зло, не боясь никого и не осуждаемый никем.

В такое время неожиданно воссиял, как ослепительная звезда, новый мученик Христа - Хосров.

Поведаем историю его мученичества.

Св. Хосров был христианином и сыном родителей христиан. Родом же был из страны Арран, (жил) недалеко от города, на­зываемого Гандзак. С детских лет он отличался умом, жил в смирении и со страхом Божьим в сердце. А злокознитель сатана, сразившийся с Адамом с помощью женщины, начал воевать с юношей следующим образом.

В Арранском крае, в пределах великого города Гандзака, в деревне Арханашен жил некий незнатный и неприметный перс. Часть населения (этого села) была христианской, часть же сос­тояла из язычников. Они жили как добрые соседи и друзья. Перс этот имел сыновей и дочерей от разных жен. Один из его сыно­вей воспылал низменным чувством к сестре своей, у которой с ним были разные матери. И, обесчестив ее, он прелюбодейст­вовал с ней. Забеременев, она очень испугалась, что родители узнав (о содеянном), убьют ее.

Между тем до того времени она была очарована юношей Хосровом. Ибо, светловолосый, белокожий и румяный, он был изумительно красив. И поскольку они были соседями, она всегда видела его при входе и выходе из дома. Случалось, что она встречала отрока наедине. Тогда лукаво и ласково заговаривала с ним, надеясь ввергнуть его (в грех) и тем самым скрыть свои преступные дела и не быть убитой. Так она поступала многократ­но. Но непорочного и целомудренного юношу отнюдь не совра­щали слова девушки, и он противостоял злу, как в древности Иосиф, а возможно, с большей (стойкостью), если это не дер­зость (так говорить). Ибо тот после столь (великого) целому­дрия вступил в законный брак и родил детей Ефрема и Манасоию. Хосров же в наше время, не достигнув возмужания, вступил на плаху и удостоился победного венца.

Отец девушки, узнав о том, что она забеременела от пре­любодеяния, стал истязать дочь и допытываться: «Скажи мне, кто обесчестил тебя?». Порождение же сатаны дочь его приме­нила испытанное оружие, которое во все времена служило при­чиной многих зол для рода людского -оклеветала отрока Хосрова, думая таким образом спастись и в то же время добиться своего. Она надеялась, что, подвергнутый пыткам, он отречется (от христианской веры) и возьмет ее в жены.

Тогда отважный мученик Христа Хосров был предан судье, который приказал бросить его в темницу. Он оставался в тюрь­ме примерно месяц, довольствуясь малым, не принимая пищи и благословляя Бога.

По истечении этик дней судья приказал вывести его из тем­ницы. Пришли родители святого, показывали на свою седину и говорили о том, как любовно его растили. Мать молила: «Пожа­лей несчастную мать и не предавай себя в руки кровожадных зверей». Также отец, обливаясь горькими слезами, рыдая, гово­рил: «Перед судом возьми (вину) на себя, сынок, лишь бы тебе избежать истязании и смерти. После мы отвезем тебя в Иверию, и ты открыто можешь там исповедовать Христа».

Однако он отворачивал лицо и не прислушивался к их словам. Поняв, что отрок тверд и непоколебим в своем решении, они ушли от него с плачем. Судья же, услышав об этом, сказал: «Потерпим еще несколько дней, возможно, увещевания помогут ему образумиться». И вновь приказал бросить его в темницу. А сам думал о том, как поступить со святым. Святой еще восемь дней пробыл в темнице, не принимая в эти дни ни пищи, ни во­ды. По истечении этих дней судья приказал привести его к нему.

Заговорив с ним, судья сказал:

- Хосров, зря не пребывай в заблуждении. Обратись (в нашу веру) и исповедуй ее, тогда мы дадим тебе много золота и ту девушку в жены, а также (удостоим) тебя других почестей. Если же ты ослушаешься меня, я подвергну тебя многим жесто­ким мучениям.

- Дары твои да сгинут с тобой!- отвечал святой. - Я верю в Христа, царя моего, сотворившего небо, землю и море и все сущее в них.

- Пожалей свою юность и делай, что тебе говорю,- мол­вил судья. - Будь с нами, и я назову тебя своим сыном, и ты ста­нешь им; если же ты не согласишься, я изуродую твое прекрас­ное лицо.

Св. Хосров ответил:

- Я тебе уже сказал и повторяю снова - не приму я спле­тенной вами лжи, ведь рано или поздно я должен умереть.

Судья сказал:

- Предам тебя огню, если ты не перестанешь упрямиться.

- Не можешь ты разжечь такого огня, какой уготовил Христос для грешников и подобных вам нечестивцев,- ответил Хосров.

- По крайней мере признай Магомета, который дал нам сей мир и на том (свете) уготовил для нас рай,-молвил судья.

(Тогда) святой сказал:

- Ты предлагаешь отречься от живого (Бога) и поклонять­ся смертным, которые сами заблудились и вас свели с пути ис­тинного.

Разгневанный судья приказал двум воинам связать блажен­ному руки сзади, надеть на шею железное ярмо и водить по го­роду на обозрение простолюдинам. Многие из язычников дивились смелости и непреклонному решению святого умереть с ложной надеждой. После этого судья, поняв, что решение его непоколе­бимо, вынес приговор - подвергнуть его побиению камнями. Взяв его, толпа (мусульман) вывела за город с северной сторо­ны, к каменистому месту, на берег высохшей реки. Христиане, бывшие в городе, также тайком все пошли, чтобы стать свидете­лями кончины св. мученика. Приведя блаженного на место, где ему суждено было умереть, они вновь (стали) говорить соглас­но повелению судьи:

- Не упорствуй подобно младенцу. Слушай нас и исполняй волю судьи, тогда мы попросим его, чтобы он простил тебя. Только прими нашу веру, и он простит тебе твое дерзкое пове­дение с ним.

- Кому заставляете вы мне поклоняться - колдуну и за­блудшему мертвому псу? - сказал святой.

Зарычав, как разъяренные звери, и заскрежетав зубами, они набросились на него и стали немилосердно избивать. Затем привязали к тутовому дереву. Но, прежде чем дать себя связать, он пал на колени и стал молиться: «Тебя прославляю, Христос, с Отцом и всесвятым Духом».

Варвары же, подбадривая друг друга, избивали его камня­ми. А блаженный стоял среди них, как овца среди волков. Не было человека, который сжалился бы над ним, и не было нико­го, кто поддержал бы его. Все пришлые и местные персы по­добно бешеньим псам, пускали в него стрелы упрека.

И от града камней, который ливнем сыпался на святого, пе­реломались все кости его, и суставы разошлись. Тело кусками па­дало на землю. Так святой испустил дух во славу Бога, во испол­нение слов Писания: «Души праведных в руке Божьей» (Прем. 3.1).

Вслед за этим тиран приказал накинуть на шею блаженного веревку и волочить на виду у народа по улицам христиан и за пределами города, считая это великой победой (мусульман). Тогда сатана вкрался в сердца насильников, ибо они решили сжечь тело блаженного. Однако брошенное в огонь, (оно) не загорелось. В ту же ночь пришли родители святого, взяли его мощи и похоронили на общем сельском христианском кладби­ще, не сознавая цены подвижника и в то же время страшась (гнева) поработителей.

По истечении двух лет (мощи) были перенесены в часовню, (построенную) на том же месте кладбища. При перенесении мы были очевидцами того, что веревка, которой были связаны его руки, не истлела и не пострадал ни один волос на голове. Мощи святого в обоих местах приносили много исцелений от всяких болезней во имя Бога. Поскольку «Бог прославляет прославляю­щих его в этой жизни и на том свете» (Цар. 2.30).

Однако давайте поведаем и о чудесном свечении, которое явилось над мощами святого. Его видели не только верующие, но и неверующие, и не один раз, а дважды.

История первого (видения) такова:

У персов села был обычай в дни поста держать муэдзина, чтобы тот среди ночи своим пением будил их к молитве; точно так же он звал их на молитву и днем. Служитель безбожия, арабский волк, пришел в деревню, где находилась усыпалыница св. Хосрова. Встав как-то ночью, он хотел призвать (армян) к отречению, но, поднявшись на возвышение, увидел на могиле св. мученика чудесное видение -ослепительный свет, гораздо сильнее солнечного света. Охваченный ужасом, он лишился дара речи, упал замертво и так пролежал до утра. Утром рано его на­шли бездыханным словно мертвец. Персы стали спрашивать его: «Почему в эту ночь ты не встал и не разбудил нас, ведь мы тебя назначили для того, чтобы ты созывал нас к молитве».

Еле придя в себя, он рассказал о ночном видении. Они бы­ли чрезвычайно изумлены и пошли рассказали судье. Судья пригрозил им никому не рассказывать о чудесном видении, сам же послал одного из своих слуг с тайным поручением, так чтобы ни­кто не знал об этом. Придя по повелению судьи (на могилу Хосрова), слуга всю ночь караулил. И видит он среди ночи лучезарный свет, освещающий сверху усыпальницу святого. Охваченный ужа­сом, он весь задрожал, не в силах смотреть на луч света. Утром спозаранку, трепеща от страха, он отправился в город и расска­зал об изумительном и дивном чуде. Однако подлый и безбож­ный судья не пожелал признать изумительное чудо, о котором рассказал ему слуга, а также многие до него.

По прошествии некоторого времени какие-то люди из не­верных ненароком срезали на дрова дерево, к которому был привязан мученик. Некий священник, видевший это, дал им вза­мен дров и взял его. Те колебались, однако, узнав о причине, согласились. Он обрадовался, ибо и раньше хотел (взять его се­бе), но не осмеливался. И это случилось по воле Господа. Он понес и положил дерево в притворе церкви. Много исцелений было от его коры - как до среза, так и после него. Здоровье возвращалось также ко многим из неверных. Через несколько дней верующие издали увидели свет, снизошедший на притвор. Придя, они поведали об этом священнику. И другие верующие, бывшие неподалеку от церкви, рассказали о ночном видении и голосе, раздавшемся при этом: «Придайте мне форму креста, благословляйте мною и назовите святым Степаном». Услышав об этом, священник немедленно исполнил сказанное, и вырезанное в форме креста древо стало приносить исцеление; с его по­мощью Господь послал немало здоровья слепым и страдающим иными недугами во славу и хвалу мученика.

А мерзкой женщине, оклеветавшей мученика, Господь воз­дал в этой жизни достойно ее делам. Она родила урода - получеловека-полузверя, при этом сама скончалась, благодаря чему многие верующие и неверующие познали справедливый (суд) Божий. Жестоко поплатились также остальные родственники жен­щины - в одних вселился бес, другие умерли, словом, никого не осталось из ее рода.

Св. мученик Христа преставился в Арране, столице Гандзак в 616 г. (1167 г.), на третий день месяца арац, в начале поста Преображения Господня, в царствование греческого императора Кир-Мануила, в правление армянского князя Тороса, которого греческий император и грузинский царь Георгий почтили кня­жеским титулом, в книжение Гасана, сына Вахтанга из Хачена, и в патриаршество (духовных) владык Великой Армении родных братьев Григориев и Нерсеса, при духовном владыке страны Агванк Степаносе и вледыке Иоанне, епископе Гандзака, при правителе восточных (стран) Ильдегизе, в царствование Аслан-шаха, государя эламитов и персов, у нас же в царствование Иисуса Христа, Господа нашего, которому подобают слава, власть и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.