Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Григор Балуеци

Григор Балуеци (умер в 1290 году)

Житие и мученичество чудесного мужа Божьего, блаженного вардапета Григора Балуеци (автор – иерей Давид Балуеци)

B 739 г. армянского летосчисления (1290 г.) я, презренный раб Божий иерей Давид из города Балу, начал излагать историю бед, которые претерпел христианин и знаменитый рабунапет Григор из города Харберда от народа исмаильтян. Долготерпе­нием в истязаниях и мученической смертью своей oн уподобился Григорию Просветителю и св. Стефанию Первомученику. Сей святой вардапет Григор, родом из города Балу, был сыном добродетельных и богобоязненных родителей. Изучив Библию, Вет­хий и Новый заветы, он принял священнический сан и жил в миру смиренно и кротко, как в пустыне.

Два года он прожил со своей женой, после чего она пре­ставилась. Хоть он и был женат по закону, но помнил слова апос­тола Павла, говорившего: «Имеющие жен должны быть как не имеющие» (I Кор. 6.29). После смерти жены он решил покинуть свой город и отправился на восток, в Айраратскую область, в Вирапский монастырь Св. Григория Просветителя к знаменитому армянскому философу и ученому Вардану, основавшему школу, в которой было сорок учеников. Одним из них стал Григор, вы­делявшийся блестящими дарованиями и добродетельной (жизнью). Это был юноша со светлыми волосами, прекрасным лицом; по нраву кроткий, приятный и мягкий, (он) располагал к себе всех сверстников.

Там он оставался шесть лет, с прилежанием, трудолюбием и великим старанием предаваясь изучению Священного писания. Через шесть лет великий вардапет Вардан, удовлетворенный его способностями и (приобретенными) знаниями, удостоил его свя­того благословения и посоха вардапета; наделив грамотой и вла­стью, он послал его в родной край во всеуслышание проповедо­вать и благовествовать Слово жизни.

По прибытии его в родной город все вышли навстречу и приветствовали его как небесного вардапета Христа. Дали ему вместе с грамотой часовню святого Месрола и обитель в неприступной крепости, и также церковь святого Иакова, построенную перед ней. Он взялся за восстановление церкви и монастыря, за­тем поставил монахов и предводителей и сам остался там. В любое время он шел в город и созывал всех в церковь, увеще­вал и укреплял народ, учреждал места молений, ободрял священ­ников и утешал всех сладкозвучным голосом своим; наставлял их очищаться от грехов и ненавидеть разврат, алчность, воровст­во, убийство, месть, пьянство, ложь и тому подобное. И все бы­ли послушны и покорны добрым наставлениям его.

Я, раб Божий иерей Давид, племянник его, был его учени­ком и прислуживал ему. О святости, добродетели, скромности и терпении его хочу поведать вам, внимающим мне. Не по чужим свидетельствам и слухам, а как очевидец, внимавший ему, пове­даю я вам о смирении, святости, благости, любви к нищим и странникам, о ревностной любви, которую он питал к Богу и людям, и о том, что он не уставал назидательными примерами обу­чать всех. Денно-нощно не переставал читать Священное пи­сание, проводя ночи в уединенных молитвах, бдении, трудах и псалмопении. Не нарушая установленного времени, совершал с монахами службу. С великим дерзанием выступал он в разных местах с проповедью и учил Слову Божьему. В осеннюю погоду отправился в Харберд, проповедовал и наставлял соблюдать свя­той пост, пребывать в молитвах; и все нерадивые в молитвах и посте, священник и народ, не покорные друг другу, по прибытии туда вардапета оставляли свои привычки. Ибо вардапет изо дня в день окроплял их животворной водой, согласно словам пророка: «Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего» (Пс. 45.5). Ежедневно собирал он их в церкви и на­ставлял пребывать твердыми в вере, отказаться от плотских же­ланий и помнить о дне смерти и дне Страшного Суда, о муках обитателей ада, о славе и блаженстве праведных. Слыша обо всем этом, (люди) отвращались от злых дел, к которым ранее привыкли.

Вардапет оставался там пять месяцев, изо дня в день все больше распространяя Слово жизни и любовь; он засевал землю разумную и растил обильный урожай. А злоумышленник сатана, искони противостоящий истине, позавидовал его добрым делам и, движимый черной завистью, настроил против (христиан) та­тарское и персидское население города, начиная со знатных лю­дей до простолюдинов, которые возгорелись местью и нена­вистью (к христианам, видя) согласие народа с вардапетом и ревностные молитвы мужчин и женщин в церкви. Это было кор­нем и причиной их черной зависти.

Некий муж, по имени Харбанда-ага, из правителей народа стрелков, а возможно, персов знатного происхождения, жил в городе Харберде и владел сим краем. В это время из внутрен­них стран, из Дамаска и Халеба, набрав конницу, совершили на­бег на нашу страну для захвата пленных и грабежа. А Харбанда-ага и другие военачальники, находившиеся в пределах нашей страны, набрав войско, пошли на них войной. Они победили на­ше войско, опустошили нашу страну, а брата Харбанда-аги угна­ли в плен, в город Мсир. Харбанда-ага пытался выкупить брата из плена.

В то время правители города, собравшись в большом двор­це, совещались относительно выкупа брата Харбанда-аги из плена. Они решили (обложить) страну податью - собрать налог, начи­ная со стариков и кончая малыми детьми и девушками-затвор­ницами. В тот же час на них неожиданно обрушился гнев Бо­жий - треснул остов дворца и раскололся надвое, все четыре стены свалились друг на друга, и кровля обрушилась на них. Все, кто был там, умерли мучительной смертью, согласно слову про­рока: «Могила - жилище их» (Пс. 48.15). Так Господь пресек за­мышляемое ими злое дело. И все слышавшие об этом прослав­ляли Бога, спасшего от бедствия, которое должно было их по­стигнуть. Это случилось в тот самый год, когда вардапет нахо­дился там. Христиане, бывшие там, стали еще ревностнее пре­даваться молитвам и посту. Они ежедневно приходили к вардапету, и он заповедями Божьими наставлял их. И они все больше и больше укреплялись в любви к Богу.

А бывшие там татары и персы, а также дикие племена, ко­торых называют хошаматиками, и шхеры задумали учинить зло над невинными христианами. Ночью они убили собаку и голову пса положили на мехрад, (туловище) же повесили на дверях мечети. Утром, сговорившись, они стали кричать: «Идите посмот­рите, люди и главари татар, что сделала паства вардапета с на­шей мечетью». И зло, совершенное ими же, они свалили на на­шего вардапета и невинный народ. Все - от мала до велика - воспылали ненавистью к нам.

Между тем вардапет с народом молились в церкви; был пост св. Саркиса. Вдруг (в церковь) ввалились шхеры и толпа хошаматиков. Ворвавшись в гущу христиан, они схватили вардапета и потащили на площадь, и он не знал вовсе, в чем дело. В это время подоспели воины, присланные правителем города. И увели вардапета Григора в тюрьму, а вместе с ним и сорок пять почтенных горожан. Это случилось в среду постной недели. Вардапет читал народу в тюрьме проповедь о слове жизни, уте­шал их и укреплял в любви к Богу.

В ту ночь вардапету привиделось место смерти его. Утром, проснувшись, он поведал заключенным христианам об этом: «О христолюбивые братья, этой ночью видел я свое расставание с вами, которое случится сегодня; мученической смертью умрет мое тело, и я покину сей мир. Но никому из вас опасность не угрожает, за исключением двух мужей, которые прислуживали мне и помогали созывать паству в церковь. Я буду выкупом за вас, а вы оставайтесь твердыми в любви к Богу, помните и хра­ните заповеди и законы Божьи, которым я вас учил денно-мощно. Ибо сегодня я вижу вас в последний раз, и мы увидимся еще во время Страшного Суда Христова. Не забывайте меня в ваших молитвах, ибо любовь ваша и смерть моя терзают меня». И другими боговдохновенными словами увещевал он их. Все пла­кали, пав ему в ноги и прося его благословления.

И вот пришли воины и толпа простого люда татар, воору­женные мечами и дубинками, вывели из тюрьмы святого, а с ним и двух служителей - Симеона и Киракоса - и повели их за пределы города на просторное место, куда собралось бесчис­ленное множество татар.

Десять главарей из города и прибывшие из других городов расселись на сиденьях. Имена их тяжело мне писать, и я счел их недостойными этого. Они поставили пред судилищем вардапета Григора. И в тот час не видно было ни единого христианина - одни были заключены в тюрьмы, другие из страха перед невер­ными бежали и спрятались. Тогда (судьи) спросили его через переводчика:

- Почему ты пришел в наш город? Почему народ твой убил собаку и ночью принес и повесил на нашей молельне?

Он же смело и с твердой верой сказал им в ответ:

- Молитва всякого народа и языка направлена к Богу, и везде, где молятся, там Бог. Как может человек совершить та­кое зло в молельне? Если бы я знал, кто совершил это злодея­ние, я бы сам убил его. Я в этом городе ничего тайного не про­поведовал, а открыто наставлял каждого творить добро, а не зло. ■

Сказали они:

- Чему же ты их учил?

Отвечает вардапет Григор:

- Любить Бога и ближнего своего, не прелюбодейство­вать, не воровать, не лжесвидетельствовать, не предавать, не пьянствовать, соблюдать святой пост, молясь Богу, иметь чистые помыслы и просить мира для страны, а для царей и господ сво­их просить здоровья и защиты у Бога.

Все это и подобное сему сказал вардапет Григор им через переводчика, которого они нашли. Но переводчик, начинив язык свой злом, неверно переводил слова вардапета, а говорил то, что ему подсказывало его злое сердце. Так он возбудил гнев тиранов на невинного агнца, находившегося в логове кровожад­ных волков.

Вслед за допросом и преданием судилищу один из главарей встал и льстиво заговорил с вардапетом:

О махраса, - (сказал он), — обратись в нашу веру и прими религию пророка нашего. Тогда пожалуем тебе много даров и будем чтить как предводителя нашего.

- Безумный и неверный тиран, - отвечал Григор, - почему я должен оставить живого Христа и поклоняться мертвому вашему вождю, который своей слепой мыслью и злой волей обрек вас на погибель? Как я могу оставить свет и погрузиться в тьму? Ты угрожаешь мне, земному, мучительной смертью; (так знай же), что взамен этой жизни Бог уготовил для стойко перенося­щих мучения бессмертную жизнь, вечную радость и неувядае­мый венок.

Многое сказал он им бесстрашно.

- Седовласый старик, - говорит судья, - пожалей свою старость и свои седины, не подвергай себя пыткам и мучениям.

Григор же отвечает:

- Написано в писании, что лишь путем премногих страданий и мучений следует войти в тот покой, ибо «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и широки врата и просторен путь, веду­щие в ад. И многие идут по нему» (Матф. 7.13—14).

- Какие же люди идут по нему? - спрашивает судья.

- Те,  отвечает Григориос, - кто в угоду вожделению пьют, едят, чревоугодничая и пьянствуя, прелюбодействуют и блудят, грабят и убивают. Вот легкая и широкая дорога, веду­щая людей на гибель и в ад.

Разгневавшись, они раздели вардапета Григориоса по пояс и, уложив на землю вверх животом, нанесли ему триста ударов прутьями по животу и груди. Он же не переставал возносить хвалу и благодарения Богу. Все были поражены его терпением. Ибо он горел любовью к Христу и презирал невыносимые стра­дания. Тогда поставили перед тиранами двух молодых мужей - Симеона и Киракоса, которые были лучшими в святой братии и хорошо знали Божий закон. Допросив их, они пытались лестью и угрозами убедить отречься от Христа и обратиться в их веру. А те, будучи учениками вардапета, ответили:

- О неверный судья, мы рады покинуть сей мир и увидеть царя нашего Христа, и достичь славы святых мучеников, до нас претерпевших мучения и пытки, умерших во имя Христа от нечестивцев, бывших до вас.

Тогда безжалостный судья приказал дубинками размозжить им головы и тела их выбросить. Григориос, собравшись с силами, крикнул им:

- О дети мои, пусть вас не искушают их обещания и преходя­щая жизнь эта. Потерпите немного и увидите Христа, праславителя вашего. И не бойтесь убивающих тело, но не имеющих власти над душами вашими (ср. Лука 12.4).

Много другого утешительного говорил вардапет, пока Киракос и Симеон не отдали Богу души.

Между тем жестокий судья приказал привести и тех, кто находился в тюрьме, задумав подвергнуть их тем же пыткам. Однако один из военачальников народа стрелков, по имени Татхара, вскочив на коня, (примчался) и со своим войском отбил у них узников и отпустил их с миром, пригрозив судьям: «Таких го­рожан истребляете! Что я отвечу хану, пославшему меня управ­лять этим городом?».

Толпа же направилась к вардапету, чтобы камнями побить его. И камни сыпались на него, подобно дождю, до тех пор, пока над ним не образовался холм из камней. В таких мучениях отдал Богу душу св. вардалет Григор. Палачи отрубили ему голову и повесили ее на крепостной стене у ворот города.

С наступлением субботнего утра показалось чудесное виде­ние. С неба засиял ослепительный свет, (озарив) место, где за­мучены были их тела. Первым это увидел главный муэдзин, ко­торый звал народ на молитву, поднимаясь по утрам на минарет. Увидев необычайный свет над телом вардапета Григора, он с возвышения стал кричать жителям города: «Идите, выходите, ар­мяне и мусульмане, взгляните на нур, снизошедший на махраси! Горе вам, замучившим невинного и чистого! Бог почтил и про­славил своего любимца, а вас посрамил и осудил».

Услышав голос муэдзина, они устремились в сторону виде­ния и были ошеломлены порицавшим их сиянием.

Тогда христиане со священниками пришли на это место, ибо до того часа, страшась насильников, они прятались. Увидев свет, они обрадовались, взяли тело и голову святого и с пением псалмов и благословениями понесли и похоронили вместе (с те­лами) Киракоса и Симеона за городом, в монастыре православ­ных сирийцев яковитов, который называется Св. Парсамеем. Каждому (вырыли) отдельную могилу. Монахи монастыря присма­тривают за ними. Святые мотилы их и земля с могил исцеляют от всех болезней во славу Христа, Бога нашего, который благосло­вен во веки веков.

Это случилось в 739 г. (1290 г.) нашего летосчисления, 4-го (числа) месяца хори и 10-го февраля, в субботу, в празднова­ние дня св. Саргиса (Сергия), в царствование Хетума, в патри­аршество владыки Степаноса, при владычестве народа стрел­ков (в правление) Аргун-хана в Тавризе.