Григорис, епископ Карина
Григорис, св. епископ города Феодосиполя (умер в 1321 г.)
В сей день мученичество владыки Григориса, св. епископа Феодосиполя, иначе города Карина, или Эрзерума
Bo времена владычества народа стрелков усилившееся вновь племя исмаильтян начало гонения на всех христиан, особенно же на страну Армянскую. Злосчастные ветры агарийские подули, как во времена нечестивых царей Деция, Диоклетиана и Юлиана Отступника. Ибо народ стрелков принял веру исмаильтян и согласился подвергнуть себя обрезанию ради плотоугодной религии их пророка. Поклоняясь ей, он совершил множество злодеяний в отношении христианских церквей и стремился отколоть служителей Бога от святых Божьих церквей. Во многих местах они грабили и разрушали церкви. Однако Господь Иисус силой (св.) Духа воспрепятствовал этому и (в дальнейшем) пресечет безбожников. Они подвергали христиан жестоким мучениям и истязаниям, заставляя отречься от христианской веры, от веры в Отца и Сына и всесвятого Духа. Но вновь отступили и обложили христиан налогом - с каждой души ежегодно брали семь-восемь дахеканов, требуя либо отречься от Христа, либо внести дахекан. Этот налог они называли «хараджем». Однако твердые в вере и отважные не признали лживой ереси их и согласились ежегодно платить дахеканы. И народ наш, как и другие христиане, возложил на себя бремя податей, с удовлетворением отдавал свое добро и продавал имущество, чтобы ежегодно вносить (харадж). Налог этот взимали начиная с 12-летних детей. Многие ушли на чужбину из-за налога. Христиане, давая все это, не отступились от своей веры в Господа нашего Иисуса Христа.
В 770 г. (1321 г.) армянского летосчисления некий нечестивец и безбожник по имени Дамур Таш, что означает Железнокаменный, прибыл в землю греков и увидел страну армян Киликию, которая, подобно маслиничной ветви, оставалась нетронутой в тесной и узкой, пораженной знойным ветром земле, претерпевая большие беды среди двух неверных народов - египтян и араклийцев.
И вот сей безбожник Дамур Таш, движимый завистью к царю армянскому и рыча, как лев, надменно помышлял совершить набег на страну. Он набрал войско, снарядил конницу и отправил послов с лживыми заверениями, чтобы схватить армянского царя и подвергнуть страну грабежу. Однако, узнав о злом умысле коварного (мужа), они не подчинились ему, и каждый из (князей) укрепился в (своем) замке и крепости, в пещерах и иных неприступных местах. А нечестивый муж Дамур Таш вторгся в страну Армянскую с большой пехотой и конницей; они сильно разорили страну, подожгли великолепную Эчмиадзинскую церковь, а с ней и половину города, предали огню и урожай страны, убили и угнали в плен бесчисленное (множество людей). Оттуда они направились в Кесарию Каппадокийскую и, захватив Серахский крест, раздробили его на кусочки, так как он был из чистого золота. Они предали мученической смерти многих священников христиан греческого исповедания, за которых Господь Иисус покарает их по справедливости.
Видя это, некий нечестивый судья из престольного города Карина, завидуя епископу города и христианам, пошел к злоумышленнику Дамур Ташу и, получив от него грамоту и много воинов, прибыл в Карин. Созвав население города с епископом владыкой Григорисом, он прочел перед всем народом незаконную грамоту. Затем, схватив епископа, а с ним и его дядю, владыку Папа, они связали их, подвергли обрезанию и обратили в свою гнусную веру.
(Тогда) св. епископ говорит: «Все рождаются нагими на этот свет и нагими покинут сей мир, согласно богослову апостолу Павлу, сказавшему: «Не имеем здесь постоянного града». (Евр. 13.14). Неверные воины и судья связали епископа и, устроив судилище, поставили перед собой, дабы допрашивать и судить, подобно тому, как судили Христа раапявшие его на кресте.
«Господь заповедал нам не приобретать ни золота,- говорил епископ, - ни серебра, ни драгоценных камней и жемчугов, ни дорогих одеяний, а лишь иметь Христа, дабы сподобиться царствия его. А крест, которому, как вы говорите, мы поклоняемся как Богу, не Бог нам, а оружие Бога; вот почему мы поклоняемся (ему)».
И вот, тиран и судья рассвирепели и в дикой ярости приказали слугам колоть ему грудь и спину железным копьем. (И делали они это) до тех пор, пока не показались ребра и кости на спине. И кое-кто из них решил, что он умер. Однако силою Христа он был жив.
Между тем, оставив епископа в полумертвом состоянии на том же месте, неверные жители города огромной толпой устремились к носящей имя св. Карапета церкви епископа, к святому алтарю, над которым витали ангелы. Они разбили вдребезги (алтарь), захватили священные сосуды и св. Библию с Ветхим и Новым заветами и унесли в свои дома. Затем, посоветовавшись, неверные решили послать книжников своих и предводителей, чтобы принудить его к измене и обратить в свою веру. Они показывали сокровища и обещали их ему, проявляя ложное сочувствие, как это принято по обычаю пророка сарацинов. Но блаженный епископ не обращал внимания ни на почести, ни на богатство, которые они ему сулили, ни на жестокие пытки и истязания, памятуя слова св. апостола: «Уповаю на Христа и готов умереть во имя Христа».
Тогда безбожный тиран с судьей приказали нечестивым и гнусным палачам рассечь ему жилы у колен и ступней и посыпать раны солью. В таком состоянии, крепко связанный, оставался он много часов, стойко перенося нестерпимую боль и не издавая ни звука. И безбожники решили, что он умер.
Взяв его, они понесли в дом какого-то чужеземца и поручили хозяину присматривать за ним. Он же с помощью Божьей был жив. И говорит ему тот муж:
- Христианский епископ, принести тебе воды?
- Нет, - отвечает он.
- Дать тебе немного еды? - говорит тюремщик будто из человеколюбия. - Ведь эти несколько дней ты не притрагивался ни к пище, ни к воде.
- Еда мне не нужна, - отвечает ему епископ, - но я хочу попросить у тебя немного бумаги.
Тогда тот принес и дал ее епископу, и он, взяв уголь, тайно написал священникам города письмо с просьбой прислать ему для причащения просфоры, добавив: «это моя еда». Письмо тайком отнесли священникам. Через некоего юношу они прислали ему (просфоры). Взяв ее, он вознес хвалу, затем, вкусив, воздел руки к небу и оказал: «Славлю тебя, Господи». В течение двадцати дней он не ел и не пил, но пищей и питьем для него были его мучения, ибо он насыщался по благости Христа.
Блаженный епископ владыка Григориос, отважный пастырь и воин Христа, сражался и претерпевал мучения подобно тезке своему, в великой войне вступив в единоборство с неверными, и не дал полонить города того и многих иных мест, а силой Христа победил Велиара и его войско. Если бы зло и судья-христоненавистник одержали победу, то много злых дел припасено было ими с наставником их сатаной, ибо они стремились соблазнить христиан города своей бредовой религией. Его (подвиг) можно сравнить с единоборством пророка Давида с Голиафом, во время которого Давид с помощью трех камней остановил наводнение и, поразив Голиафа, снял проклятие с Израиля. Точно так и блаженный Григориос, уповая на три грозных имени, был послан против невидимого Голиафа и сразился с незаконным тираном и судьей, сняв проклятие со всех христиан, ибо священники города и видные христиане в страхе бежали от грозившей им великой опасности. Ведь когда сражен пастырь, стадо разбегается. В это время (неверные) вынесли приговор - убить блаженного мечом.
Вновь заковали его и повели на место плахи. Посмотрев по сторонам, он не приметил никого из христиан, ибо охваченные великим страхом, все бежали. Осенив себя крестом Христа, он вверил свое стадо Господу, молясь в сердце своем и говоря: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, ради нашей человеческой природы Ты снизошел на землю и принял плоть от святой Девы Марии, воплотившись в нашу природу! Ты оставался безгрешным, был распят и похоронен, но восстал из мертвых и вознесся к Отцу! Прими душу слуги Твоего Григориса и примешай проливаемую мной кровь к святой крови мучеников Твоих! Даруй христианской церкви спокойствие, а исповедующим Твою святую Троицу мирную жизнь и избавь от терзающих нас злейших врагов! Патриарху нашему и всем правоверным епископам дай силу возвещать слово истины, священникам - исполнителям службы бескровного жертвоприношения - чистой душой служить хлебу жизни, благочестивым царям и князьям христианским - побеждать в войне с варварами! Спаси всех верующих от любых напастей! Освободи рабов и пленных и пресеки (пролитие) невинной крови!» После этого он склонил шею, и неверный палач отсек мечом голову святому и избранному новому мученику. (Это случилось) в субботний день 22-го араца (1221 г.).
Некая благочестивая женщина, расстелив свой головной платок перед святым и собрав всю кровь по каплям, с великой надеждой понесла к себе домой. Неверный тиран повелел сторожить тело, дабы верующие, придя ночью, не украли его; в случае же поимки кого-нибудь (он приказал) наказать таковых, чтобы (тело) его осталось там на съедение зверям.
На третий день, в то время как стража охраняла тело святого, с неба снизошел на славное тело свет. Видя это, толпа верующих и неверующих вознесла хвалу Богу.
Тогда неверный судья повелел христианам взять и согласно своим обычаям похоронить небесное сокровище. Услышав об этом, собрались все - священники и народ и, взяв тело, понесли похоронили в храме святого воителя Саргиса.
А неверный судья повелел схватить христиан и многих наказал; и, отняв у них тело блаженного, они понесли и бросили на место казни, требуя от христиан драгоценностей, и, только получив требуемое, они разрешили пойти и взять тело святого. С большими почестями (христиане) похоронили святого в монастыре Св. Карапета и Св. Григора Лусаворича во славу Бога Христа.