Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Епископ Ованес Таронаци

Епископ Ованес Таронаци (умер в 1463 г.)

История и мученичество святого епископа Ованеса (Таронаци): святой епископ Ованес преставился мученической смертью от рук безбожного и коварного народа мааров, сиречь курдов в 912 г. (1463 г.)

Святой епископ Ованес сызмальства вскормлен был и обу­чался в церкви святого Карапета, в области Тарон. Он воспиты­вался в смирении и монашеском воздержании. Достигнув совер­шеннолетия, Ованес сподобился рукоположения в том же богосотворенном месте Иннакнеан, престоле Ованеса Карапета Ио­анна (Предтечи), по провидению Св. Духа, крестившего Христа. Не как владеющий жребием, а истинным попечительством он по-апостольски пас народ Христа, являя собой пример своими дела­ми и учительством. И подобно светлому факелу сверкал в наро­де армянском.

И по доброму желанию епископ Ованес приступил к обнов­лению храма святого Карапета и заново великолепным образом отстроил его. Затем взялся за восстановление большого Кафе­дрального собора, часовни святого Первомученика Стефания. Так они жили и созидали в великой радости. Увидев такое процвета­ние епископа, нечестивый дракон, непокорный змей, враг правды- сатана- не смог снести подобной беды и, хвостом обвив свою разбитую голову, восстал войной против него.

И случилось так, что какой-то народ, по языку и роду-племени называемый «дмли», занял земли и жил в той же области Тарон, у подножья той же горы Торос, в ближайшем селении. Эти пошли и оклеветали епископа, сказав, что он «вынул камни мечети и понес построил свою церковь». Таким образом, они за­влекли его в западню смерти.

Начальник области Халил, узнав об этом, приказал привести к нему епископа, связал его и послал в город Багеш, к главному эмиру Шарифу. А этот без беспристрастного выявления причин немедленно передал его в руки палачей и приказал, выведя его из суда, повести на площадь для обозрения народа.

Там его раздели, набросили на шею веревку и подняли на место, именуемое «шахнчи», дабы все видели то, что должно произойти по приказу эмира.

А епископ отделился от них, подозвал к себе одного из быв­ших там священников города и, тайно исповедовав истинную ве­ру, искренне раскаялся (в грехах), причастился спасительного те­ла и крови Христа, которые он заранее принес с собой; затем, сотворив молитву с вознесением хвалы Богу, вновь вернулся к воинам. Они же долго лукаво его допрашивали, надеясь с по­мощью слов соблазнить Ованеса, но не смогли. Затем стали об­наженным мечом проводить по его лицу и спине, угрожая смертью, если не прислушается и не обратится в их веру.

Но он ничего не принимал, а смело отвечал и обвинял их в безбожном заблуждении. И тогда они силой поволокли его в центр города и поставили перед воротами крепости. Собралась такая огромная толпа на этом месте, что (люди) растаптывали друг друга. Разожгли костер, чтобы сжечь его, и говорили:

- Отрекись от Христа и обратись в нашу веру и избегнешь смерти, удостоишься от нас больших почестей и даров, а урон, нанесенный тобой нам, будет прощен тебе.

И он отвечал им:

- Оставьте ваши обещания себе на погибель. До сих пор я был христианином, не зная никакой вины за собой, и не стану отрекаться и теперь ради сегодняшнего дня и обманчивой рос­коши.

А они продолжали настаивать и говорили:

- Скажи что-нибудь, спасись от смерти и живи с честью.

Но он не переставал отвечать и осуждать их. Увидев, что обещаниями ничего не могут добиться, они заскрежетали зуба­ми и сказали:

- О млхун, как ты осмелился разрушить мечеть и построить церковь!

И он безмолвно стоял среди них как невинная овца, предан­ная в руки безжалостных волков, которые окружили его с обна­женными мечами, как дикие звери, жаждущие крови правед­ника, и с рычанием наносили ему раны больше словами, чем ме­чом. Он же, отвернувшись от них, сам направился к огню, встал посреди пламени и сказал:

- Воистину говорю вам, горение огнем легче, чем жесто­кость ваших сердец.

Они с помощью кузнечных мехов еще больше распалили огонь, а он стоял посреди пламени и не переставал прославлять Бога. Увидев, что этим тоже не могут сломить святого, они захо­тели все вместе принять участие в его (смерти), как это принято по их злодейскому обычаю, обещавшему им обретение милости. Накинувшись на него, они вытащили его из огня, и один из них сильным ударом меча пронзил епископу бок, из-за чего он и ос­лаб. И толпа начала бросать в него камни и бить палками; кам­ни сыпались на него сильным градом до тех пор, пока тело епископа на том месте не скрылось под камнями. И как бла­говонный ладан отдал душу Богу святой епископ Ованес.

Тогда главный эмир Шараф повелел христианам взять в тот день тело и похоронить. А до того давая согласие ради христи­ан города, он согласился освободить его, но чернь, постоянно жаждавшая крови христиан, ослушалась приказа эмира и поспеш­но исполнила желание своего сердца.

В связи с этим пришел архиепископ города владыка Ованес со всем причетом и народом, они взяли тело пречестного бла­женного епископа, понесли в главную церковь, в часовню свято­го Воителя Саргиса (Сергия) и, сотворив ночную службу, бдели до утра в течение трех дней. Затем, отслужив спаситель­ную святую литургию, положили в могилу перед святым алта­рем с псалмопением и благословениями во славу Христа, Бога нашего. Умер св. епископ Ованес 19-го апреля, после святой Пасхи и Нового Воскресения, во вторник второй недели.