Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мученики резни Кетика Ахмеда паши

Мученики резни Кетика Ахмеда паши (умерли в 1475 г.)

B 1448 г. усилившееся племя татарского хана, которого звали Хаджи Гирей, вступило в длительную войну с генуэзцами, но не смогло окончательно их одолеть. Чтобы положить конец гос­подству генуэзцев, татарский хан Менгли-Гирей обратился к ос­манскому хану Мухаммеду II, вошел с ним в сговор и с помо­щью его адмирала Кетика Ахмеда паши овладел городами, находившимися в руках генуэзцев: Мудахом, Балаклавой, Керчем, Мангупом и Херсоном. Но он не смог покорить город Кафу, большие и неприступные крепости которой - Франкисар и Армян­ская - стали последним убежищем жителей Кафы.

Армяне и генуэзцы, собрав все свои силы, с большой отва­гой воевали с тачиками. Но когда генуэзская знать ослабла, их князь со своим войском бежал. И вместе с (простыми) генуэзца­ми против врага остались одни армяне. Тачикский паша начал переговоры с армянами, обещая не причинять никакого вреда, ес­ли они покорятся им. Армяне, которым хорошо было известно коварство мусульман, сначала не хотели верить клятве Кетика Ахмеда, но затем, учитывая свои малые силы, положились на их клятву и в конце 1475 г. сдали город тачикам. Этим был по­ложен конец крымскому княжеству генуэзцев. Однако вскоре и армяне из-за отказа принять мусульманство стали жертвой лжи­вой клятвы и ужасного фанатизма Кетика Ахмеда паши. Он при­гласил на обед армянских князей и знать и с неописуемой жестокостью приказал по одному изрубить их и тела бросить в мо­ре. Вот, что рассказывает об этом памятная запись рукописи Про­лога Несвятаи:

«300 турок со стороны моря на суднах и сам Менгли-Гирей с суши осадили город Феодосию, но наши князья и знать оказа­ли сопротивление и не сдали крепость. Тогда турки поклялись армянам, что не причинят им зла и дадут им свободу, если они покорятся. Наши князья и знать, видя слабость генуэзского кня­зя и его войск, тем более, что их князь бежал, и особенно учи­тывая, что не могут справиться с голодом, доверились клятве и сдали город туркам. Это случилось в 1475 г.

Турки вскоре нарушили свою клятву и договор. Они посто­янно принуждали наших князей и знать принять мусульманскую веру, дабы с легкостью подчинить себе народ. Кетик Ахмед Габитан паша настаивал на своем и в ожидании ответа об отлуче­нии от веры, много раз приглашал их на обед и ужин. Но наши князья отвечали: «Если силой или мечом нас уничтожишь, то мы скорее готовы сменить эту жизнь на вечную, чем христианскую религию на мусульманскую. Ибо мы не продаем и не меняем одну веру на другую, а любовь (к Богу) - на друга, и друга - на любовь к Богу».

После долгих уговоров и обещаний турки снова притвори­лись друзьями армян. И паша неоднократно, якобы в знак люб­ви, говорил нашим князьям и вельможам: «Отныне вам не подо­бает приходить ко мне на обед или ужин опоясанными мечами, но без меча». Говорил также много других подобных слов.

И как-то наши князья, поверив его словам и особенно пови­нуясь приказу хана, ибо им ничего другого не оставалось, пошли к нему на обед без мечей. Он жил на четвертом дстиконе двор­ца Иекеле Хабуси. После обеда, когда они друг за другом спу­скались по лестнице дворца, палачи по приказу паши всех до одного перебили и бросили в море. Так наши князья и вельможи почили во Христе. Затем он приказал туркам и татарам учинить резню над всем армянским населением, и многолюдный в те дни город Феодосию они превратили в малонаселенный. Ибо преда­ли мечу стариков и младенцев, мужчин и женщин, и кровь их текла по земле, как ручейки реки по городу, они захватили в плен множество девушек, детей и отроков и отправили в Кон­стантинополь к султану. То же самое сделали с Кчаратом и Сурхатом. Так множество князей и знатных людей и простолюдинов из нашего народа погибли: одни почили в Боге, другие были по­лонены из-за веры и из-за имени Иисуса Христа.

Но жестоконравный и жаждущий невинной крови неверный Крымский хан, причина истребления нашего народа, сам был по­срамлен. Ибо Габитан паша не только не отдал ему сына, со­гласно договоренности, но и повез его к султану в Константино­поль. И султан, связав отрока Османа крепкой клятвой, послал его в Крым, и этот, убив отца, занял престол ханства. С тех пор и по сей день татарский хан занимает престол по приказу турок. А мы, оставшиеся в живых из армянского народа, живем под властью татарского хана и платим ему подать».